Играем, развиваемся, растем – азбука игры с ребенком
Вход
Новости о Николке
Тест для мам и пап
Поделиться

Как научить ребенка говорить


Этапы развития речи


Гуление. Когда ребенок рождается, он умеет только кричать и плакать, но очень быстро, порой уже через три недели он начинает издавать звуки близкие к /а/, /у/, /ы/, иногда в сочетании с согласными /г/, /м/. Этот период называется гулением. Чаще всего он начинается с 2 месяцев и продолжается до 5 – 7 месяцев. Гуление спонтанно, причем дети разных народов гулят практически одинаково, даже глухие от рождения дети тоже на первых порах издают такие же звуки.


Лепетная речь. На смену гулению приходит лепетная речь, она может продолжаться до конца первого года. В лепете появляются слоги   типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п. Ребенок издает их, когда общается с взрослым, играет, что-то требует. В лепете остаются постепенно только звуки родной для ребенка речи. Вначале ребенок произносит подряд только одинаковые слоги, позже может сочетать разные, начинает подражать интонациям взрослых. Когда взрослые в лепете слышат сочетания звуков, похожие на слова, они радуются, повторяют их, показывают, что получилось у ребенка, так появляются первые слова. Ребенок начинает их использовать, привязывая к окружающим его объектам.


Автономная речь. Следующий этап – автономная речь, которая является переходным этапом к уже нормальной речи. Это типично детские словечки, типа «бибика», «ам-ам», «няка». Они понятны обычно только близким людям, часто заменяют целое предложение, одно слово может относиться к большому количеству разных объектов. Автономная речь может быстро смениться нормальной речью, если взрослые говорят слова правильно, не повторяют за ребенком его словечки. В противном случае такая речь может задержаться надолго и сильно тормозить развитие ребенка.


Нормы речи


К двум годам ребенок уже должен говорить около 20 слов, которые используют в речи окружающие люди, и составлять из них простейшие предложения из двух слов. К 3 – 3,5 годам он сможет говорить так, что его сможет понять любой человек, живущий в данной местности, ребенок использует практически все части речи, изменяет слова по падежам, использует разные времена глаголов, использует все предлоги.

Это средние нормы, но далеко не всегда речь ребенка развивается такими темпами. Родители редко обращают внимание на то, гулит ли ребенок, какие звуки произносит, во время ли появился лепет, автономная речь. Родители беспокоиться начинают обычно, когда ребенку исполняется три года, когда сверстники уже говорят, а их ребенок использует около 10 слов, да и те понимают только самые близкие люди, чаще вообще обходится жестами и мычанием.


Как учить ребенка говорить


Ребенок начинает говорить, если у него есть в этом потребность, иначе он может долгое время мычать, тыкать пальцем, кричать, издавать нечленораздельные звуки. Речь не возникает сама по себе. Что же нужно делать, чтобы ребенок говорил и при этом говорил так, чтобы его понимали окружающие, чтобы он мог выразить любую свою мысль.

Ребенок должен слышать речь. Но не всякая речь помогает ребенку заговорить. Говорить с ребенком надо отчетливо, проговаривая слова целиком, не глотая окончаний, не тараторя. Предложения должны быть более короткими. Надо комментировать все действия, которые вы выполняете, когда одеваете ребенка, делаете с ним гимнастику, кормите его. Показывая окружающие предметы надо называть их четко, громко, показывая на них.

Не сюсюкать, про это пишут все, но многие понимают это так, что нельзя повторять за ребенком его звуки. Ребенку необходимо, чтобы мама повторяла то, что он произносит, так он начинает понимать, что произносимые им звуки имеют смысл, что они могут служить общению, что так он может что-то донести до мамы. А вот искажать слова нельзя, ребенку нужно слышать правильные образцы слов, только так он сможет научиться правильно говорить сам.

Потешки, сказки с повторами, детские стишки, попевки, все это тоже направлено на развитие речи. Многие потешки сопровождаются движениями рук, пальцев. Ребенку надо сначала много раз их слышать, и он уже сможет сам говорить наиболее часто повторяющиеся слова.

Для того чтобы ребенок научился владеть своим язычком, ему необходимо давать твердую пищу еще до года. Сегодня детям дают пищу из баночек, измельченную блендером порой до трех лет и дети не учатся жевать сухарь, морковку, яблоко, в итоге у детей не развивается и артикуляционный аппарат. Это приводит к тому, что когда они начинают говорить, у них будто каша во рту. Поэтому важно давать ребенку такую еду, которую он бы жевал, грыз.

Давно известна связь между развитием пальчиков и речи ребенка. Еще лет тридцать назад не приходилось специально обращать внимания на мелкую моторику рук ребенка, достаточно было того, что ребенок учился застегивать и расстегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки или справляться с разными застежками и это ребенок делал много раз в день. Сегодня же одежда такова, что ребенку не приходится прикладывать никаких  усилий, чтобы расстегнуть липучку или молнию и это тоже тормозит развитие речи. Чтобы компенсировать отсутствие такой тренировки, надо давать ребенку специально сделанные тренажеры, например шнуровки, игры с крупами, делать специальные тренажеры с пуговицами.

Дыхательные упражнения полезны, но ребенок часто не понимает, что от него требуют взрослые, поэтому с ним надо играть. Одна из полезных и веселых игры, направленных на развитие дыхания «Футбол» с ваткой. Сделайте из любых предметов ворота, из кусочка ватки сделайте шарик и, дуя на него, пытайтесь загнать его в ворота друг друга.

Дуть в соломинку, которая опущена в воду тоже весело. Это упражнение полезно не только для развития речи, но и для укрепления здоровья. Можно дуть на сделанную из бумаги бабочку и подвешенную на ниточке.

Ребенок может говорить, у него все в порядке с органами речи, он отлично понимает речь окружающих, а сам не говорит, обходясь тем, что тыкает в нужный предмет пальцем и мычит. Такого ребенка все отлично понимают, и у него нет нужды говорить. Когда ему полтора года, это не беспокоит близких, но если это продолжается и в два с половиной и в три, пора перестать «понимать» ребенка. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка возникла потребность говорить. Это самое сложное для родителей, особенно любящих мам и бабушек, они думают, что это жестоко по отношению к ребенку, но гораздо более жестоко самим тормозить не только речь, но и мышление, развитие ребенка в целом, потому что от речи зависит и психическое и социальное развитие ребенка.

Когда ребенок начинает говорить, необходимо постоянно расширять его словарный запас. Для этого можно ввести правило: каждый день новый объект – новое слово. Это может быть новый фрукт или овощ, новая игрушка, новый предмет. Дети любопытны, чтобы увидеть, потрогать, попробовать что-то новое, они готовы на многое и в том числе, сказать название этого объекта. Важно в таком правиле то, что ребенок не просто узнает новое слово, он трогает, пробует, видит, слышит. Это слово он не просто запомнит, он будет понимать, что оно значит. Иначе часто можно встретить ребенка, который не понимает большинства слов любой русской сказки, большинства стихов.


Развитие речи определяет в целом психическое развитие ребенка, поэтому так важно уделять этому большое внимание. Здесь мы привели некоторые рекомендации. Вы можете получить более подробную информацию о развитии речи в нашей Школе чтения и посмотрев видеуроки, посвященные развитию речи.