Играем, развиваемся, растем – азбука игры с ребенком
Вход
Новости о Николке
Тест для мам и пап
Поделиться

Как научить ребенка писать


Обучение письму распадается на 2 этапа: подготовка руки к письму и непосредственное обучение письму. Подготовка руки – задача дошкольного периода. Работа по подготовке рук детей, т.е. по развитию мелкой моторики ведется в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах и многие родители уделяют ей большое внимание. Само же обучение письму обычно происходит уже в начальной школе.

Подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики начинается очень рано и первые достижения ребенка могут быть еще до года, когда он берет крошечку со стола двумя пальчиками. С самого раннего детства детям можно делать массаж пальчиков, сначала выполнять пассивные движения пальчиками ребенка, а затем поощрять его активные движения. Для этого используются разные пальчиковые игры. Самая простая из них: «Сорока-белобока».

 

Многие мамы думают, что пальчиковые игры, это специальные занятия по книжкам или видеороликам, что важно делать так, как описано, но это не так. Самое важное, чтобы ребенок учился выполнять разные движения пальчиками, чтобы его пальчики двигались отдельно друг от друга и в первую очередь указательный и средний пальцы. Для достижения этой цели достаточно играть в игру «Ходит-прыгает», которую вы легко придумаете вместе со своим ребенком. Сюжет может быть любой, важно, чтобы в нем был персонаж, который то ходит (указательный и средний пальцы передвигаем так, будто рука идет) и прыгает (подпрыгивайте этими же пальцами).  Для этой же цели подходит и игра-прибаутка «Коза рогатая».

 

На протяжении всего дошкольного детства для развития мелкой моторики очень полезны занятия с пластилином, соленым тестом. Но сегодня многие дети не любят лепить из пластилина, особенно мальчики. Чаще всего это происходит потому, что взрослые стремятся научить ребенка лепить конкретные фигурки, например зайчика, мишку. А ребенок хочет играть и зайчик ему может быть совсем не интересен. Если вы будете играть с пластилином, то ребенок будет заниматься им с большим удовольствием. Например, вылепите лодочку и опустите ее в тазик с водой, поместите в лодочку игрушку, посмотрите, утонет она или нет. Скорей всего утонет, тогда подумайте с ребенком, что надо изменить. Придумайте сюжет, например с необитаемым островом, на который забросило героя, к нему плывет лодка. Что ему может понадобиться на необитаемом острове, слепите это и положите в лодку.

Сделайте подводную лодку (похоже на мешок из пластилина) поместив внутрь кусок бумаги. Опустите на дно тазика и затем проверьте, попала ли вода внутрь, а для этого Вам надо показать, как меняется бумага, если ее намочить.

В пластилин можно втыкать спички, тогда вы сделаете ежика, или макароны, что само по себе очень интересно, важно, что ребенок вынужден это делать двумя пальцами: большим и указательным.

 

Рваная аппликация также хорошо развивает пальчики, особенно, если вы будете следить за тем, как ребенок отрывает кусочки бумаги. Надо, чтобы он захватывал кусочек большим и указательным пальцем, тогда у него будет формироваться такое положение пальчиков, которое необходимо для правильного держания карандаша, ручки. Устройте соревнование, рвите газету, накладывайте куски и снова рвите, кто большее количество раз сложит и сможет при этом порвать. Так у ребенка будет развиваться сила и ловкость пальцев.

Игры с мозаикой, крупами, пуговицами, различное детское творчество также способствуют развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму.

 

А теперь давайте рассмотрим такие упражнения, которые помогут ребенку правильно держать ручку и карандаш. Вам понадобятся два карандаша с гранями. Сначала покажите ребенку, что надо делать: возьмите карандаш большим и указательным пальцем и покатайте его между пальцев, затем смените указательный палец на средний и тоже покатайте и так до мизинца. Сделайте это правой и левой рукой. Теперь это предложите сделать ребенку. Когда у него начнет получаться это упражнение, и он не будет ронять при этом карандаш, предложите делать так одновременно двумя руками.

Если вы в дальнейшем увидите, что ребенок не правильно держит ручку, предложите ее взять сначала указательным и большим пальцами, а потом положить на средний палец.

 

Часто можно прочитать и услышать даже от учителей, что конец ручки должен быть направлен на плечо. Но кто так пишет шариковой ручкой? Вы может понаблюдать за собой и другими взрослыми, которые хорошо пишут, у них конец ручки направлен скорей в сторону. Эта рекомендация относится к другим ручкам, перьевым. Чтобы ими хорошо писать, действительно необходимо, чтобы конец смотрел на плечо. Шариковой же ручкой так писать невозможно, ребенок не будет видеть, что пишет, будет сильно наклонять ручку, и она совсем перестанет писать. Шариковую ручку лучше держать почти вертикально, тогда она будет писать хорошо.

 

Для подготовки руки и координации «рука – глаза», полезно будет для рисования узоров использовать медиатор. Обрисовать его ребенку очень сложно, но если он научится это делать, ему будет намного проще писать. Можно использовать и трафареты, особенно, если надо обрисовать выпуклые детали.

Спирограф не только полезен, но и очень интересен детям, но чтобы им овладеть, руки ребенка должны быть уже хорошо развиты. С помощью спирографа ребенок научится тонким движениям, научится контролировать движения руки на протяжении всего процесса рисования.

 

Непосредственное обучение письму.

Намного лучше, безопасней для ребенка, если его будет учить профессионал, учитель, но бывают такие ситуации, когда родители вынуждены самостоятельно учить детей писать. Мы можем предложить Вам в этом случае некоторые рекомендации, которые помогут сделать процесс обучения хотя бы немного проще. Ведь дети при обучении письму испытывают огромные нагрузки и не только физические, но и психические. Эти рекомендации могут быть полезны и при выполнении домашних заданий.

 

Прописи для дошкольника должны содержать различные элементы письменных букв: петельки, волны, крючки, завитушки, овалы. В них могут быть штриховки. Все должно быть достаточно крупным.

Прописи с буквами выбираются соответственно программе, по которой будет учиться ребенок, потому что одного стандарта сегодня нет, в разных прописях и написание букв может различаться и особенно их соединение.

 

Сделайте образцы написания букв, можете разделить их на составные части, звездочкой обозначьте место, с которого надо начинать писать элемент и покажите стрелкой направление письма. Такие образцы должны быть всегда перед глазами ребенка, пока он учится писать. Сделайте образцы и соединений букв. Это стоит сделать, даже если в прописях все это показано.

 

Перед тем, как писать, напишите букву в воздухе, двигая всей рукой, надо, чтобы ребенок следил глазами за кончиками своих пальцев. Сделайте это обязательно правой и левой руками.

Несколько раз ребенок может провести по образцу палочкой или карандашом. Вы должны убедиться, что ребенок запомнил порядок написания элементов буквы. После этого ребенок может попробовать писать в тетради или в прописях.

 

Не всем детям этих упражнений достаточно, у них все равно ничего не получается. Тогда вы можете воспользоваться следующими находками родителей:

– встаньте сзади ребенка, попросите его расслабить руку, положите свою руку поверх кисти ребенка, его рукой возьмите ручку и пишите вместе с ребенком, водя его рукой;

– используйте кальку, положите ее поверх образца буквы в прописи, пусть ребенок несколько раз обведет ее, перемещая кальку, после этого он может попробовать писать сам;

– напишите тонко, еле видно букву карандашом, ребенку надо обвести ее;

– если вы завели черновик, то пишите в нем только несколько букв, как только у ребенка начнет немного получаться, тут же переходите в основную тетрадь, иначе он устанет и совсем не сможет писать.

 

Особенно на первых порах следите за дыханием ребенка, дети склонны от напряжения задерживать дыхание, из-за этого уровень кислорода резко снижается, что не ведет к улучшению письма.

Часто дети сильно упираются грудной клеткой о край стола, это тоже влияет на дыхание, вспомните, когда учились в школе несколько десятилетий назад, детей учили провести ладонь между столом и грудью и следить, чтобы расстояние всегда было таким, чтобы не наваливались на стол.

 

Дети, когда учатся писать, сжимают ручку так, что у них от напряжения белеют костяшки пальцев. Если увидите такое, тут же прекратите письмо и поделайте с ребенком упражнения, направленные не только на расслабление пальцев, но и плечевого пояса, всего тела. Пусть ребенок попрыгает так, чтобы руки у него болтались как тряпки, помотает головой из стороны в сторону. Иначе у ребенка может развиться писчий спазм, с которым бороться будет очень сложно.

 

Регулярно делайте с ребенком упражнения, помните, что ребенок 7 – 8 лет не должен писать непрерывно больше 15 минут, ему необходимы паузы, переключения с одного занятия на другое.