Играем, развиваемся, растем – азбука игры с ребенком
Вход
Новости о Николке
Тест для мам и пап
Поделиться

Как научить ребенка рисовать


Учить или не учить ребенка рисовать, на эту тему существует много порой противоположных точек зрения. Если учить, то чему, как, где, с какого возраста и еще много других вопросов стоит перед родителями ребенка. Чтобы помочь ответить хотя бы на часть подобных вопросов, давайте рассмотрим закономерности развития рисунка ребенка и чем ему можно помочь на каждом этапе.

 

Этапы развития детского рисунка

Дерево, дом, головоног

Дерево, дом, головоног. Мальчик 3 года 2 мес.

1 – 2 года: совершает открытие – карандаш, фломастер оставляют линии и ребенок может их делать сам. Дети рисуют линии, черточки, волнистые линии, пытаются рисовать окружности, овалы. Может полностью заполнить лист бумаги линиями: каляки-маляки.

2 – 3 года: появляется стремление рисовать похоже на предмет, часто ребенок может научиться рисовать два, три объекта и их постоянно повторяет. Рисунок схематичен, без подробностей. Чаще всего рисует домик, машину, дождик, солнце. Можно научить рисовать цветок, мишку.

3 – 4 года: рисунок часто превращается в игру, появляется сюжет, рисует на готовом рисунке новые события так, что в итоге ничего не видно, но ребенку все понятно, он может рассказать, что на рисунке происходит. Объяснение рисунка богаче, интересней самого рисунка.
Появляется «головоног» – примитивный рисунок человека, состоящий из головы, ног и рук в виде одной черточки. Может нарисовать глаза и рот.

Ребенок стремится полностью заполнить лист бумаги, пропорции не чувствует, может поворачивать лист разными сторонами.

4 – 5 лет: сам начинает выделять верх и низ листа, делит на две части: небо и землю, а объекты располагает между ними. Появляется замысел: ребенок говорит, что хочет нарисовать грузовик, который привезет все для строительства дома. Но в процессе рисования замысел часто меняется. В этом случае материалы для строительства не получились, а вышли кружочки, которые тут же превратились в яблоки, из которых мама испечет пирог.

Грузовик с яблоками

Грузовик с яблоками. Мальчик 4 года 3 мес.

Без обучения рисует небольшое количество объектов, которые его научили рисовать взрослые: дом, дерево, солнце, машинку, человечка. Начинает в центр листа помещать главный объект, который становится самым крупным. Реальное соотношение размеров не соблюдается. Цвет еще использует произвольно.

5 – 7 лет: может рисовать один рисунок несколько дней, похоже на игру с продолжением. Появляются любимые персонажи, рисует их в разных ситуациях, их быт, различные события, с ними связанные. Формируется чувство цвета, учится подбирать цветовые сочетания.

Младший школьник: может владеть различными техниками, нарисовать по собственному замыслу и по заданию взрослого. Может и любит срисовывать. При рисовании правильно использует не только цвета, но их оттенки, соблюдает пропорции, при обучении начинает использовать перспективу.

 

Выбор материалов для рисования

Малыши предпочитают рисовать фломастерами, гуашью. Карандаши оставляют слишком бледный след, надавливать ребенок не может, потому что пальчики ребенка еще слабы. Фломастеры тоже не всякие подходят для совсем маленьких детей, выбирайте наиболее толстые, можете взять маркеры. Гуашь предпочтительней акварельных красок, потому что вы можете дать краски ребенку в отдельных баночках, краски уже готовые, не надо их размачивать. С акварельными красками совсем маленьким детям справляться намного сложней. Кисточки выбирайте тоже потолще.

Дерево, дом, семья

Дерево, дом, семья. Девочка 6 лет

Выбор бумаги тоже важен. Малыши не владеют тонкими движениями рук, поэтому важно дать большой лист бумаги, тем более, что дети не чувствуют границ листа, легко выходят за его пределы. Это может быть оберточная бумага, старые обои, листы А4. Бумаги должно быть много, дети рисуют много, и не стоит их в этом ограничивать.

 

Рисуем вместе с ребенком

1 – 3 года. В этом возрасте учите рисовать прямые и волнистые линии, спирали, круги, овалы. Замкнутая закругленная линия в дальнейшем послужит основой многих изображений. Рисовать надо вместе. Например, взрослый рисует домик и тучку, говоря, что сейчас пойдет дождик, показывает, как рисовать капельки, ребенок может начать рисовать дождь. Затем нарисуйте лужу, в ней волны – волнистые линии. Дождик полил землю, и из нее стала пробиваться травка, рисуйте траву.

Нарисуйте домики и поселите в них игрушечных собачек, домики могут быть просто округлыми замкнутыми линиями. Для лягушек нарисуйте листики.

Покормите животных: возьмите разных игрушечных животных и вместе с ребенком рисуйте им еду, зайчику морковку, корове травку, петушку зернышки.

Не стремитесь в этом возрасте научить рисовать детей похоже на предмет, самое важное достижение этого возраста – это желание ребенка рисовать.

Мой дом. Девочка, 6 лет 4 мес

Мой дом. Девочка 6 лет 4 мес

3 – 4 лет. Во время рисования показывайте, какие разные сюжеты можно разыграть. Предложите нарисовать море, в нем остров, на острове замок, в замке живет дракон, у дракона заболел живот, надо срочно доставить ему лекарства, к нему летит самолет, из него на парашюте сбрасывают посылку и так далее. Поверьте, если вы только предложите ребенку начало сюжета, дальше он сам придумает намного лучше вас. Старайтесь каждый раз рисовать разные сюжеты. Вначале ребенок может сопротивляться, но в дальнейшем уже будет ждать чего-нибудь новое, а может уже и сам начнет предлагать. Во время такого рисования у ребенка появится необходимость рисовать разные предметы, людей, использовать разные цвета, формы.

В этом возрасте дети начинают рисовать людей в виде «головоногов». Если не учить ребенка рисовать правильно человека, он может остановиться на этой стадии на несколько лет. Дети рисуют руки и ноги одной чертой, поэтому для начала положите руку ребенка на лист бумаги и обрисуйте ее, посчитайте, сколько получилось пальцев, обратите внимание, какая толстая рука, предложите обхватить вашу руку. Обратите внимание ребенка на то, какой у него животик, грудка, пусть он потрогает ваше туловище, и тут же предложите нарисовать так, чтобы у его человечков тоже было туловище. Чтобы им было куда «класть» еду, когда они будут кушать. Рассмотрите куклу, попробуйте положить ее на лист бумаги и обрисовать. Постепенно ребенок научится рисовать человека со всеми частями тела, соблюдая пропорции тела, но это долгий путь.

Дерево, дом, человек. Девочка 8 лет

Дерево, дом, человек. Девочка 8 лет

4 – 5 лет. Рисуя красками, гуашью или акварелью учите ребенка соблюдать порядок действий: кисточку в воду – убрать лишнюю капельку о край стаканчика – в краску – на бумагу, снова в воду – убрать лишнюю воду – в краску и так далее. Дети путаются и, не донеся кисточку до бумаги, тут же опускают ее в другую краску. Если вы хотите научить смешивать краски, чтобы получать разные цвета, то учите использовать для этого палитру или просто листок бумаги.

А вот что рисовать, вы не должны диктовать ребенку. У него уже должен появляться свой замысел и важно давать ребенку возможность его осуществлять. Взрослые порой так неловки  в своих комментариях и понимании детского рисунка. Вспомните «Маленького принца» А. Сент-Экзюпери: «Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.

 – Разве шляпа страшная? – возразили мне.

 А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Это мой рисунок N2. Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры

художника. Потерпев неудачу с рисунками N1 и, N2 я утратил веру в себя».

5 лет и старше. Если вы хотите, чтобы ребенок научился рисовать хорошо, но сами вы не можете ему в этом помочь, найдите такую студию, школу, где детям бы позволяли творить, но только не рисовать по шаблону. Иначе могут возникать вот такие неприятные вещи – девочка держит в руках листья клена красного и желтого цвета и буквально рыдает: «Листья бывают только зеленые, красных листьев не бывает, желтых листьев не бывает».

 

Игры с красками

 

Есть дети, которые не любят рисовать, тогда подобные игры могут помочь им на пути в рисование. Эти игры будут интересы и хорошо рисующим детям, они расширят их возможности.

 

Бабочка

Намочите лист бумаги и по мокрому листу нарисуйте разноцветные пятна, чем ярче, тем лучше. Высушите лист и повторите все с другой стороны. Когда лист высохнет, сделайте из него гармошку, как для веера. Можете веером и оставить, а можете по середине перетянуть ниткой, закруглить углы, подрезать посередине так, чтобы было похоже на крылья бабочки, расправьте. Получится очень красивая бабочка. Можете сделать несколько таких бабочек и повесить их.

 

Разноцветные листья

Соберите разные листья. Еще Вам понадобится коробка, лист бумаги, краски и щетка, например, одежная. На дно коробки положите листья, разведите краску, она должна быть достаточно жидкая. Окуните щетку в краску и проведите над коробкой с листьями так, чтобы краска брызгала в коробку. Чтобы не покрасить окружающие предметы, накройте стол газетой. Можете сделать брызги разного цвета. Когда краска высохнет, уберите листья. Вместо листьев вы можете использовать цветы или вырезать фигурки людей, машин, животных. Для этого можете использовать трафареты. Если вы возьмете трафареты по сказкам, то можно сделать иллюстрации к любимым сказкам.

 

Что оставляет след

Предложите ребенку поискать разные предметы, которыми можно рисовать. Это может быть кусочек губки, ластик, кусочки тканей, деревянный кубик, пластмассовая деталь и тому подобное. Ваша задача найти то, что будет оставлять интересные следы, а чем вообще нельзя рисовать. Для рисования попробуйте использовать акварель, гуашь, краски для пальчикового рисования. Наносите краску на поверхность или макайте в тарелочку с краской и используйте как штамп, рисуя на бумаге.

 

На чем можно рисовать

Рисование, обратное предыдущему исследованию. Предложите ребенку поискать, на чем можно рисовать. На бумаге он уже умеет рисовать, а теперь попробуйте сделать это на стекле, пластике, пластиковом пакете, линолеуме, кафельной плитке. Наносите краску на поверхность широкой кисточкой или берите ее пальцами и ими же рисуйте. Сам процесс рисования по разным поверхностям приносит детям большое удовольствие. Вы можете на стекло или пластик нанести пятна краски, положить сверху лист бумаги, повозить им и оторвав посмотреть, что получилось. Попробуйте увидеть в полученных пятнах изображение, подумайте, на что это похоже и дорисуйте до узнаваемого изображения.

 

Много замечательных советов о том, как играть с красками вы можете найти в книге Р.Гибсона «Делай и играй. Веселое рождество».

Советуем познакомиться с творчеством замечательного человека, художника и писателя – с Еленой Макаровой. Прочитав ее книги «Как вылепить отфыркивание», «Цаца заморская» и другие, вы лучше поймете внутренний мир ребенка и сможете помогать ему, не навредив. Вы можете участвовать в семинарах, которые проводит Елена Григорьевна на форуме «Мой канон», на которых сможете открыть в себе художника, а не только научить рисовать своего ребенка.

Посмотрев наши видеоуроки, посвященные детскому творчеству, вы узнаете, как рисование превратить в интересную и полезную игру.