Играем, развиваемся, растем – азбука игры с ребенком
Вход
Новости о Николке
Тест для мам и пап
Поделиться

Принципы игры с детьми


Прежде, чем играть с ребенком, изучите и примите принципы игры. Вы поймете или вспомните, что такое игра, как играть с ребенком и как знакомить ребенка с играми. Какую помощь во время игры можно предложить ребенку, а в чем лучше воздержаться. Как эти принципы воплощать в игре, можно увидеть в наших видео уроках и прочитать в описаниях к каждой конкретной игре.


Принципы игры:


1. В игре все равны. В отличие от занятий, где один учит, другой учится.

2. О правилах игры играющие договариваются. Правила могут меняться по ходу игры. Не нужно долго и подробно рассказывать ребенку о правилах игры. Он намного быстрее и легче поймет их по ходу самой игры. Детям легче понять, просто увидев действия других.

3. Игра возможна только при положительном эмоциональном настрое. Взрослый должен сам получать удовольствие от игры.

4. Во время игры нельзя выходить из роли. Иначе, вы разрушаете игру. Например, мама только что была “Пятачком” и вдруг снова стала мамой, говоря: “а ну бегом в туалет”. Это должен сказать “Пятачок”.

5. Нельзя во время игры читать нотации, морализировать. Нельзя говорить, что ребенок делает неправильно, необходимо принимать любое решение ребенка.

6. Оценивая действия ребенка нельзя оценивать его как личность, особенно негативно. Нельзя говорить о том, какой он неловкий, неумелый, глупый. Что мы говорим ребенку о нем, таким он и будет.

7. Игру необходимо вовремя завершать. Не ждите, когда ребенок устанет или игра ему надоест.

8. Если ребенок не хочет играть в игру. Часто это значит, что она сложна для него. Можно либо упростить правила игры, либо отложить на пару месяцев и поиграть в такие игры, которые бы подготовили ребенка к ней.

9. Используйте интересы ребенка. Так, если ребенок очень любит машинки, то с их помощью можно его научить читать, считать, систематизировать, конструировать и еще многому другому.

10. Приучайте ребенка убирать те игры и игрушки, в которые он уже поиграл. Дети не играют в те игрушки, которые разбросаны. Чтобы поддержать интерес к игрушкам, надо периодически их убирать, когда достанете через несколько месяцев, они будут для ребенка как новые и он с большим интересом будет в них играть.

11. О доступности игрушек. Развивающие игры, игрушки не должны быть легкодоступны ребенку и в тоже время он должен их видеть, в таком случае он будет хотеть в них играть. В развивающие игры и игрушки ребенок должен играть с взрослым, пока у него не выработаются навыки игры в них.

12. Не разделяйте игрушки на “для мальчиков” и “для девочек”. Куклы,  машинки, конструкторы, посудка, разные наборы должны быть как у мальчиков, так и у девочек, поскольку они приносят пользу всем детям.

13. Подбирайте игры и игрушки с целью гармоничного развития ребенка. Необходимо иметь спортивный инвентарь, музыкальные игрушки, игры и игрушки для развития математических навыков, чтения, мышления, памяти, развития сенсорики, коммуникативных навыков, игрушки для ролевых игр, для исследовательской деятельности.

14. Подбор игрушек по универсальности и сроку использования. Выбирайте такие игрушки, которые были бы полезны ребенку в разном возрасте и которые можно использовать по разным направлениям, для  разных игр, для развития разных качеств, умений и навыков.

15.Фантазируйте в играх в меру. Игра – это не только средство обучения творчеству, где нужно умение фантазировать, но и отражение реального мира. Поэтому не создавайте ребенку мир, чрезмерно искаженный и далекий от реальности, не создавайте у ребенка ошибочные представления. Прежде всего, дайте ему представление о реальном мире, в котором ему жить.

16. Методическая цель игры должна быть скрыта от ребенка игровыми действиями. Обучение чтению в игре: для ребенка это игровые действия, а цель для взрослого – обучение чтению.

17. Учитывайте в игре возрастное психическое развитие ребенка. Так, у маленьких детей наступает быстрое эмоциональное перевозбуждение. Радость может быстро смениться слезами, а из-за ослабления самоконтроля ребенка может даже травмироваться.


Полезно почитать сформулированные Б.П.Никитиным правила игры, характерные особенности интеллектуальных игр и факторы формирования и развития творческих способностей детей (последние с редакцией А.Б.Никитиной).