Играем, развиваемся, растем – азбука игры с ребенком
Вход
Новости о Николке
Тест для мам и пап
Поделиться

Игра

Vygotskiy1

«В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»

Л.С.Выготский

Приходит на занятие мальчик четырех лет, предлагаю поиграть.

– Давай поиграем в зоопарк?

– Давай.

– Вот звери, они будут сидеть в клетках, а это будет еда, это травка (выкладываю пуговицы), ее кому дадим?

– Нет!!! Это не травка, это пуговицы!

Странная картина, не правда ли? Возникает мысль, что с ребенком что-то не в порядке. Обычно ребенок легко соглашается с тем, что коричневая пуговица это котлетка, а палочка – градусник, что желтый кружок от блоков Дьенеша только что был медовым печеньем, через минуту это уже камешек, под который можно спрятать клад, а еще через пару минут это уже целый этаж башни. Для ребенка от полутора лет фраза «КАК БУДТО» становится очень притягательной, потому что она неотъемлема от игры. Игра же буквально пронизывает жизнь ребенка, без нее детство будто тускнеет, из игры вытекает непосредственность, свобода, радость.

Но все чаще можно видеть детей, которые вроде бы играют, но их игра настолько примитивна, что и игрой ее  назвать трудно. Вот малыш четырех лет катает машинку, упоенно гудит, жужжит. Час так играет, другой, и вчера так же играл и два года назад играл совершенно так же. Его игра будто застыла на одном месте и ничто новое его не интересует, никакие другие игрушки не увлекают, только машинки и только их катать.

Без участия взрослого или других детей, как правило, постарше, игра детей не развивается, ребенку нужен пример как играть, его надо научить играть. Ребенок социальное существо, он впитывает все, что видит, но если он не видит игры других детей, если не принимает участие в играх других детей, то и сам не может развивать игру и развиваться в игре. Он всего лишь действует с предметами так, как сами предметы это позволяют делать. Если машинка катится, значит, он будет ее катать, если мячик скачет, будет по нему бить. Но в его жизни не появится сюжетной игры, игры по правилам и, тем более, он не сможет играть в развивающие игры.

Если в жизни бабушек современных детей был двор, в котором играли дети разных возрастов, и они учили друг друга играть, то уже в жизни мам и пап сегодняшних детей двора чаще всего не было, и они сами часто не умеют играть. Вот и получается, что научить играть ребенка некому. Многие надеются на садик, но там дети одного возраста, одинаково не умеющие играть, а перед воспитателем такой задачи даже не стоит. В детских центрах игру тоже найти удается с трудом, потому что там проводятся занятия. Мамы чаще всего тоже вместо игры с детьми занимаются.

 

Чем игра отличается от занятия?

1. В игре все равны, во время занятия есть тот, кто учит и тот, кого учат.

2. В игре правила обговариваются вместе, во время игры могут меняться в зависимости от развития сюжета и потребностей самой игры, на занятии правила жестко диктует взрослый и требует их выполнения от ребенка.

3. В игре все играющие получают удовольствие от самого процесса игры, на занятии дети редко получают удовольствие от процесса, чаще они не хотят заниматься, а их заставляют и весь процесс превращается в борьбу между ребенком и взрослым.

Последние годы все чаще появляются дети, которые на предложение поиграть реагируют резким отказом. Это те дети, с которыми вместо игры занимаются, но называют это игрой.

 

Зачем ребенку нужна игра, что она ему дает?

1. Только в игре ребенок учится самостоятельно понимать правила, принимать их и ограничивать себя самого. По словам Ж.Пиаже, это правила внутреннего самоограничения и самоопределения.

2. В игре развивается воля ребенка. Ведь в играх часто личное желание ребенка может противоречить игровой задаче. Так, в игре по правилам печенье может выступать фишками и его нельзя есть, а ребенку хочется его съесть. Но съев печенье, он может проиграть, поскольку выигрывает тот, у кого будет больше всех фишек и ребенок вынужден сам себя сдерживать, если хочет выиграть.

3. Только в игре развивается произвольность ребенка, ведь он сам берет на себя роль и не выходит из нее, сколько бы ни длилась игра. А без произвольного внимания, памяти, самоконтроля Вам придется все это делать за ребенка долгие годы. Пример из практики:

Звонит мама и просит о консультации у психолога:

– Ребенок учиться хочет, сообразительный, но утром не поднять,

задания не выполняет, уже и из школы выгоняют, много прогулял.

– Сколько же лет ребенку?

– Пятнадцать…

4. В игре ребенок учится переносить значения с одного предмета на другой. Так в его жизнь входят заместители, без которых невозможно обучение в школе, ведь даже буква является заместителем звука. Развитая игра становится сокращенной и уходит в символический план и таким образом у ребенка развивается символическое, отвлеченное мышление, что позволяет в дальнейшем развиться вербально-логическому абстрактному мышлению.

 

Особенно ценны развивающие игры, которые были разработаны разными авторами специально для развития мышления детей, памяти, внимания, пространственных представлений, научить читать и считать. Одни из самых известных авторских развивающих игр – игры Б.П.Никитина. Сегодня они есть в большинстве развивающих центров не только России, но и таких стран, как Япония, Южная Корея, Израиль. Их покупают и многие родители, только потом часто жалуются, что дети не играют в эти кубики, и они зря потратили деньги. Поэтому важно знать, как играть в развивающие игры, причем не только Б.П. Никитина, но и З.Дьенеша, В.В. Воскобовича, Н.Зайцева, Х. Кюизенера.

 

Когда вы покупаете подобные развивающие игры или даже простейшую пирамидку, вы должны понимать, что ребенок самостоятельно в них играть не может. Поэтому надо самим сначала познакомиться с принципами игры, с тем, как в них играть и как знакомить ребенка с играми. Какую помощь во время игры можно предложить ребенку, а в чем лучше воздержаться. Все это вы можете увидеть в наших  видео уроках и прочитать в описаниях к каждой конкретной игре.