Играем, развиваемся, растем – азбука игры с ребенком
Вход
Новости о Николке
Тест для мам и пап
Поделиться

Как научить ребенка играть

ЗАПИСАТЬСЯ В ОНЛАЙН ШКОЛУ ИГРЫ

О том, что такое игра, какую роль она играет в жизни ребенка, о принципах игры вы можете почитать на страницах нашего сайта. Здесь же мы поговорим конкретно о том, как научить ребенка играть.

Почему дети не играют с игрушками и что с этим делать?

В зависимости от причины, по которой дети отказываются от игры, выбирается тактика обучения игре. Сами причины могут быть следующие.

Причина отказа от игры

Тактика обучения игре

Ребенок еще мал и не умеет играть

Учим играть, играем вместе, показываем, как можно больше игр и способов использования игрушек

Ребенку никто не показывал, как играть с игрушками, взрослые думали, что игра дело простое и ребенок должен сам научиться играть

Начинаем учить играть с самой привлекательной для вашего ребенка игрушки, если он любит машинки, значит, надо показать как можно больше действий с ними. Катать машинку дети умеют сами, а вы покажите, что для машинки можно делать дорожки из кубиков, ленточки, квадратов. Теперь сделайте домики для машинок. Машинки проголодались и их надо покормить. Машинки надо все время чинить, для этого надо построить мастерскую. А может их надо полечить? Тогда им к доктору. Машинам скучно, они хотят посмотреть мультик, значит, надо поставить коробочку, это будет экран. Машинки устали, пора им спать. Точно так же можно поиграть с любыми другими игрушками

У ребенка слишком много игрушек. Причина может показаться странной, но она достаточна для того, чтобы ребенок не мог остановиться ни на одной игрушке и не смог научиться играть

Проведите ревизию игрушек, уберите все игрушки, с которыми ребенок не играет, потому что уже вырос. Уберите игрушки, с которыми сами не знаете, как играть. Для этого посидите с ребенком и попробуйте в них поиграть. Оставьте по несколько штук игрушек разных категорий, с которыми можно играть в разные игры и поиграйте в них с ребенком

У ребенка синдром дефицита внимания и он может уделить внимание игрушке секунды, за это время у него не может сложиться игра

Это уже серьезная проблема и ее надо решать как можно раньше. Подробно о том, что делать, вы можете узнать на вебинаре, посвященном этой проблеме. Но главное, вы должны буквально по секундам увеличивать внимание ребенка на одной игрушке привлекая его к  ней разными способами игры с ней

Ребенок аутичного спектра. Он не понимает, как это «понарошку, как будто, не по настоящему», он не может копировать действия других детей и взрослых

С этой проблемой родители редко справляются сами, им необходима индивидуальная работа с психологом

Ребенок слишком загружен разными делами: секциями, студиями, кружками

Родителям необходимо понять, что для развития ребенка игра имеет наибольшее значение. Поэтому надо выбрать из занятий такие, которые действительно важны для ребенка. Можно выбрать по направлениям: одна секция, посвященная физическому развитию, одна для творческого развития и одна для интеллектуального. Тогда ребенок не будет перегружен и у него останется время для игры

Ребенка постоянно развлекают, и он привык быть  пассивным зрителем

Такого ребенка бывает сложно научить играть и в первую очередь потому, что надо изменить взрослым себя, а это сложней, чем перевоспитывать ребенка. Если причина в этом, маме надо привлекать ребенка к активным действиям, вот он может сам взять ложку и накормить мишку, вот укрыть сам его одеялком, сам посадить зверей в поезд и так далее

Часто болеющий ребенок, астеничный, родители такого ребенка сами оберегают от излишней нагрузки и в том числе игры

Ребенку игра необходима для общего развития, но часто нужна для того, чтобы как можно быстрей выздороветь. Игры бывают разные, много игр таких, что даже тяжело больной ребенок может в них играть. Игра отвлечет ребенка от болезни и неприятного положения, связанного с ней

Почему дети не играют с другими детьми?

Причина отказа от игры с детьми

Тактика обучения ребенка игры с другими детьми

Дети до 3 лет

В возрасте до 3 лет дети играют рядом, наблюдают за играми других детей, но не умеют играть вместе, поэтому вас не слишком должно беспокоить, что такой малыш не умеет играть с другими детьми, ему достаточно смотреть, как они играют

Эгоцентричность ребенка

Дети в возрасте до 4 лет не могут встать на позицию другого человека, но если ребенка не учить считаться с потребностями других людей, то его эгоцентризм перерастает в обычный эгоизм. В итоге ребенок не может согласовать собственные желания с желаниями других детей. Такому ребенку очень сложно влиться в игру других детей. Могут помочь игры, которые описаны в книге М.А.Чистяковой «Психогимнастика»

Неумение играть по правилам

Ребенок не умеет или не хочет играть по правилам. Начинать надо с игр, в которых очень простые правила. Например, надо ходить по очереди в различных настольных играх. Игры с колокольчиком: надо сделать шаг вперед только, когда прозвенит колокольчик. Игры с кодовым словом: выполнить действие, только если прозвучит слово «пожалуйста»

Страх перед другими детьми

Возможно, ребенка обидели прежде, отобрали игрушку, теперь он боится повторения. Ребенку будет намного комфортней начинать играть с другими детьми у себя дома, поэтому можно пригласить одного, двух детей немного старше вашего ребенка, обязательно надо продумать программу для детей и оставить для свободной игры не более 15 минут. В дальнейшем можно увеличивать время для свободного общения детей

Непонимание эмоциональных проявлений, намерений других людей

Чтобы понять, как ребенок понимает других детей, посмотрите с ним картинки, где изображены ситуации, связанные с игрой и общением детей. По ответам ребенка быстро станет ясно, как он понимает изображенные события, причины происходящего. Можно использовать тест тревожности (Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен). Объясняйте ребенку причины происходящих событий, например: «Мальчик плачет, потому что упал и ему больно». Говорите, что вы сами испытываете в той или иной ситуации, какое у вас настроение. Для развития понимания эмоций используйте ковролиновый конструктор «Эмоции», игры из книг М.А.Чистяковой «Психогимнастика», К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать»

Агрессивность ребенка

Необходимо понять, в чем причина агрессивности ребенка, это может быть страх перед другими детьми или ребенка так воспитывает папа: «Бей первым», может быть у ребенка слишком много нерастраченной энергии. Но во всех случаях ребенку будет полезно заниматься спортом, плаваньем, тогда его энергия будет приносить и ему и окружающим только положительные эмоции

Робость, стеснительность

Такому ребенку очень сложно идти на контакт с другими детьми, взрослыми, трудно самому начать разговор, предложить игру. Учите общаться с другими детьми на своей территории. Игры стоит подбирать такие, в которых ваш ребенок силен, где он может показать себя с лучшей стороны. Нельзя заставлять его общаться, играть, если он не хочет. Нельзя стыдить за его стеснительность, это приведет к еще большей робости. Надо находить сильные стороны ребенка и даже за малейшие успехи в общении хвалить

Вы поняли, в чем проблема у ребенка, теперь вам надо играть. Но здесь опять может быть проблема и уже не с ребенком, а с самими мамами. Мамы часто не могут играть, потому что чувствуют себя неловко, как сказала недавно одна мама – «по-дурацки». Для начала стоит именно подурачиться, расслабиться, перестать быть взрослой, ответственной, солидной и правильной. Забыть все это и просто повеселиться. Вам подойдут подвижные игры, можно устроить бой подушками или битву с помощью ватных шариков.

Вспомните свои любимые игры, наверняка они были в вашем детстве, просто вы забыли про них.  Вспомните состояние, которое было во время игры, а если не получается, то вот, что вы должны почувствовать: расслабленность, бесшабашность, вы должны перестать контролировать себя, ребенка, как бы отпустить ситуацию и просто получать удовольствие. Если вы это почувствовали, значит, вы по-настоящему поиграли.

 

Используйте все возможности для разнообразия сюжетов игр. Пошли на прогулку, проходите мимо стройки, обратите внимание ребенка, что там происходит. Снегоуборочная машина убирает снег, остановитесь и рассмотрите. Пошли в зоопарк, посмотрите, что делают животные, кто за ними ухаживает, кто лечит и кто кормит. В поликлинику сходили, еще много интересного привнесли в игру.

Для игр нужны игрушки. Вот небольшой перечень: докторский набор, набор инструментов, продукты, посудка, парикмахерский набор, различные конструкторы, мозаики, набор кукол для семьи, наборы разных животных, машинки, причем для девочек и мальчиков и многое другое. Соберите коллекцию картинок, они понадобятся для самых разных игр и занятий, это могут быть картинки с разных упаковок, различных рекламных проспектов. Размер таких картинок может быть от 1 см до 5 – 7 см, это могут быть продукты, транспорт, животные, мебель, одежда и многое другое. У вас будет готовый материал для игр в магазин, для занятий по фонетике и русскому языку, логике и многому другому.

.

 

Игра, это очень серьезное дело и далеко не исчерпывается приведенными рекомендациями. Как играть в развивающие игры и игрушки. Как играть в различные методические обучающие игры и как не превращать их в скучное занятие. Как сделать так, чтобы ребенок сам хотел играть, даже если ему очень трудно и надо преодолевать себя. На эти и многие другие вопросы вы сможете получить ответы в нашей Школе игры и посмотрев наши видео уроки.

 

Первые игры ребенка мало напоминают сюжетные игры, он кладет игрушки или предметы в коробку, кастрюлю. Закрывает и открывает, откручивает и закручивает. Разрушает башню, построенную мамой. Пройдет время, и он начнет копировать действия взрослых или более старших детей: строить сам башню, домик, дорожку и катать по ней машинку, кормить зверей, расставляя перед ними тарелочки и чашечки, раскладывая игрушечную еду. Собирать картинки, мозаику, собирать из Лего различные машинки и конструкции. Чем больше он увидит действий, которые выполняют другие, тем более разнообразной будет его игра.

Если вы просто дадите игрушку ребенку и скажете – играй, что он с ней будет делать? Маленький ребенок может ее рассмотреть, засунуть в рот, подергать, разобрать, если это легко сделать. Его действия будут продиктованы функциональными особенностями игрушки, если это машинка, ее можно катать, если юла, крутить, неваляшку надо ударить.

Давать кушать мишке или динозавру, этому можно научить ребенка даже в четыре года, если он стремится попробовать вырезанную из картона морковку вместо игрушки, для этого надо играть в «Магазин», «Кафе», «День рождения» и другие игры, по сюжету которых игрушкам надо кушать. Повторять, что это игрушечная еда, ее «КАК БУДТО» едят игрушки, может быть, придется в течение нескольких недель, но это необходимо делать. Постепенно ребенок поймет, что не все только для него, что-то для его игрушек. Полезно это не только для развития игры, но и для того, чтобы ребенок не рос эгоистом, мог делиться сначала с игрушками, потом с друзьями и другими людьми.

Попытки научить некоторых детей укладывать спать куколку, катать мишку буквально разбиваются о нежелание ребенка такие действия выполнять. Заставить так играть невозможно. Нам пришлось в течение некоторого времени играть с мамой, а девочка почти четырех лет стояла и смотрела. Мы самозабвенно играли, кормили, качали, катали игрушечных зверей. Возили купольную семью на экскурсию, ходили в магазин, где покупали еду, а девочка все смотрела, и наступил момент, когда она вдруг присела, взяла игрушку и тоже начала играть. С этого момента она не только начала играть, но и стала намного больше интересоваться другими детьми, различными развивающими игрушками, стало возможно начать учить ее читать и считать.

Однажды пришлось работать с девочкой у нее дома, мама пожаловалась, что у них так много игрушек, а девочка не играет. Рассмотрев игрушки, предложила маме поиграть с ними. Мама удивилась, но постаралась выполнить задание. Она начала перебирать игрушки и вдруг растерянно сказала, что не знает, как с ними играть. А там был замечательный кукольный домик с полным набором мебели, игрушечная палатка и все необходимое для пикника и много других игрушек, с которыми трудно было играть. Вспоминая о своем детстве, многие мамы рассказывали о том, что большая часть игр состояла собственно в подготовках к играм. Надо было многое сделать самим: мебель из спичечных коробков, сделать наряды для кукол, придумать, из чего сделать домик, придумать сюжет. Если же все готовое, то играть с этим трудно.

 

Не всегда мамам приходилось учить играть своих детей, для этого были другие дети, сестры и братья, огромную роль играл двор, в котором были дети разных возрастов. Сегодня во дворах стоят автомобили, детям же места почти не осталось, да и какая мать отпустит ребенка одного играть. В песочницах тоже не стало детей, да и игра там никогда бы не заменила дворовых компаний, ведь дети в песочнице всегда под присмотром взрослых. Значит, играть с детьми надо мамам, а научиться этому вы сможете в нашей Школе игры для родителей.


ЗАПИСАТЬСЯ В ОНЛАЙН ШКОЛУ ИГРЫ