Играем, развиваемся, растем – азбука игры с ребенком
Вход
Новости о Николке
Тест для мам и пап
Поделиться

Методики развития ребенка

Каждая мама и каждый папа желают видеть своего ребенка умным и здоровым. В этом контексте уже не первое столетие идут споры о том, что важнее – наследственность или среда. Сегодня ученые утверждают, что важно и то и другое. Мы не можем влиять на гены, но на среду, в которой растет ребенок, мы влиять можем. Но как влиять на среду, как общаться с ребенком, как, когда и чему его учить? На начало 21 века известно не так много методик развития ребенка. Ниже в краткой форме приведены методики, которые родителям полезно знать, так как они дополняют друг друга, и эффективное развитие будет находиться посередине. Для подробного изучения можно пройти по ссылкам или самостоятельно найти в интернете.


Педагогика Марии Монтессори (1870 – 1952).  Впервые свою систему она применила в 1907 году с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Благодаря этой системе дети по многим параметрам начали превосходить обычных детей. Сегодня Монтессори педагогика одна из самых популярных систем раннего развития детей во всем мире.

Главный принцип системы Монтессори: каждый ребенок развивается в собственном ритме, по собственной траектории, важно предоставлять ему для этого возможности, создавая развивающую среду. Дети учатся свободно, без принуждения и критики. Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека. Дети должны учиться, следуя собственной мотивации из стремления принимать участие в жизни взрослых, что органически свойственно природе подрастающего.

С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.

Роль взрослого в педагогической системе Монтессори – это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

Ребёнок – сам прораб своего развития, родители – помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Воспитания Монтессори понимает как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения». Этим она формулирует своё четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию.


Вальдорфская педагогика. Основана на учении австрийского философа, эзотерика Рудольфа Штейнера (1861-1925) – исследователя наследия Гете, основателя антропософии, как эзотерической христианской философии. В 1907 году он написал эссе «Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки», в котором описал основные стадии развития ребёнка. Содержащиеся в эссе мысли позже послужили основой для формирования его подхода к образованию. В 1919 году Штейнер прочитал лекцию работникам на сигаретной фабрике Вальдорф-Астория в Штутгарте. В результате этих лекций появилась новая, Вальдорфская школа. В 1922 году Штейнер приехал со своими идеями в Оксфорд. Оксфордская конференция привела к появлению вальдорфских школ в Британии. Во время жизни Штейнера школы, основанные на его образовательных принципах, появились также в Гамбурге, Эссене, Гааге, Лондоне. Сейчас по всему миру насчитывается более 1000 вальдорфских школ.

В России вальдорфская педагогика появилась в 1989-91 годах, на рубеже ломки системы образования социализма.

Метод «душевной экономии» – основной метод вальдорфской педагогики. Он состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребёнок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма.

Вальдорфская педагогика отличается ненасилием в развитии, предпочтением к неготовым игрушкам из натуральных материалов, ритмом дня, рациональностью в развитии памяти, мобилизацией интересом ребенка, преподаванием по “эпохам”, учетом принципа “гармонизации душевной жизни”, индивидуальностью подхода к ребенку, совместной деятельностью с другими детьми. В России вальдорфская педагогика претерпела определенную адаптацию к православной культуре.


Методика развития детей Глена Домана (1919-2013), выпускника Университета Пенсильвании в 1940г., врача, исследователя детского мозга. Доман занимался лечением детей, страдающих нарушением умственной деятельности. Решая проблему обучения чтению, Доман удачно предложил обучать их, показывая кратковременно карточки со словами с одновременным произнесением написанных слов вслух. Такие уроки назвали методикой Домана. Методика активизировала деятельность мозга и дети не только устраняли отставание в своем развитии, но и начинали превосходить в умственном развитии и по физическим показателям здоровых детей. В 1960-х Глен Доман вместе с Карлом Делакато основали Институт достижения потенциала человека (IAHP). В 1974г. Доман опубликовал книгу “Что делать, если у ребенка поврежден мозг”.

Методика раннего развития Домана эффективна лишь в период роста мозга, т.е. до 3-х, максимум до 7 лет. В дальнейшем методику Домана распространили на карточки с изображениями, применили для обучения иностранных языков, музыки и т.п. Пишут, что в  мире существует уже несколько нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по методике Домана.

Необходимо заметить, что ряд авторитетных учреждений и ученых в настоящее время считают, что многие методики Домана не является эффективными в той мере, в которой это преподносится в популярной коммерческой литературе, включая коммерческий сайт IAHP. Увлеченность методиками Домана может отвлечь усилия от других методик, которые дают значительно лучшие результаты. Возможно, карточки Домана – это лучшее из того, что он изобрел.


Методика развития Золтана Дьенеша (1913-2014) – венгерский математик, психолог и педагог, окончивший Лондонский университет, с 1966 года живущий в Канаде, Квебек, в течение 10 лет работая директором Центра исследования психо-математики и профессором Шербрукского университета. Дьенеш разработал игровой подход для развития детей. Идея заключалась в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев. При этом дети даже не подозревают, что изучают сложные математические концепции.

Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Дьенеш в своих занятиях использовал специальные блоки, которые называл «логическими». Сегодня они широко известны под названием “логические блоки Дьенеша” или просто “блоки Дьенеша”. При помощи их ребёнок учится кодировке (классификации) определённой информации, учится разделять блоки по свойствам (цвет, размер, форма, толщина), запоминать и обобщать. Кроме того, занятия и игры с использованием блоков влияют на развитие детской речи, поскольку во время занятий детям приходится произносить названия геометрических фигур, отвечать на вопросы и выражать свои мысли.

Разработанные в 1960-х годах, блоки Дьенеша популярны во многих странах и применяются до сих пор в различных вариантах исполнения (объёмные, плоскостные) для развития детей и подготовки к школе.


Принципы развития Масару Ибуки (1908-1997). Ибука – один из основателей корпорации Sony, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, автор широко известной книги по раннему развитию детей «После трёх уже поздно», написанной в 1971г., изданной в России в 1991г.

В этой небольшой книге предлагаются разнообразные советы родителям по воспитанию и развитию детей, которые автором достаточно логично обоснованы. Эта книга вызывает желание дочитать ее до конца и полезна всем родителям. Достаточно привести название некоторых глав книги Ибуки: “Ребенок запоминает только то, что ему интересно”, “Главное – окружение, а не гены”, “Комната, лишенная стимуляторов, – вредна для малыша”, “На ребенка оказывают воздействие самые неожиданные вещи”, “Ссоры развивают у ребенка навыки общения” и т.д.

Ибука справедливо утверждает, что то, что дети усваивают в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. То, что взрослым дается с трудом, дети выучивают играючи. То, чему взрослые учатся долго, детям дается почти мгновенно. Именно по этой причине возраст до 3-х, 4-х лет требует внимания родителей, чтобы помочь дать ребенку “ранний старт” в познании мира. Замечательны слова Ибуки об игре: “Для ребенка работа и игра – это одно и то же”.

Интересны утверждения: “Ребенок запоминает только то, что ему интересно”, “Главное – окружение, а не гены”, “Комната, лишенная стимуляторов, – вредна для малыша”, “На ребенка оказывают воздействие самые неожиданные вещи”, “Ребенок может прочесть по картинкам в книжке совсем другую историю, чем та, которую читает взрослый”, “Оставлять ребенка на попечение незнакомого человека – рискованное дело”, “Почаще берите ребенка на руки”, “Ссоры развивают у ребенка навыки общения” и т.д.


Методика раннего развития Бориса (1916-1999) и Елены (1930-2014) Никитиных. Никитину принадлежит идея о Необратимости угасания возможностей эффективного развития способностей человека (НУВЕРС). Оказывается, возможность развиваться не остается неизменной. Если вовремя не давать определенную нагрузку на определенные участки мозга, готовые к восприятию информации и ждущие развития, то может начаться процесс их атрофии и бездействия. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, развиваются потом в большей степени.

Никитиными создана эффективная система развивающих игр для детей. Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивает способности, заложенные в ребенке от природы. Никитины называют свои игры «ступеньками творчества». Игры рассчитаны на совместную игру детей с родителями. Каждая игра, по словам Никитина, “предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка”. В большинстве своем развивающие игры Никитина направлены на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития творческих способностей ребенка. «Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая, думайте сами. Нет тайны рождения, есть тайна развития».


Тюленев Павел Викторович (1951), социолог, педагог, разработчик методики “Читать раньше, чем ходить”. Автор книг “Читать раньше, чем ходить – основа педагогики 21 века”, “Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка”, “Одаренность детей”, “Метод интеллектуального развития ребенка (МИРР)”.

Тюленев предпринимал активные попытки получить поддержку раннего развития детей в России на государственном уровне. Он пытался препятствовать дискредитации идеи раннего развития. К сожалению, общество оказалось в целом не готово к такой культурной революции. Поэтому раннее развитие еще долго будет оставаться уделом только части семей, в которых родители считают воспитание и развитие своих детей наиболее важной задачей в своей жизни, в которых развитие основано на любви к свои детям и где родители имеют возможности и время для развития своих детей.

Основные разработки и результаты П.Тюленева

1. Методы перинатального интеллектуального развития ребенка.

2. Методы интеллектуального развития новорожденного ребенка.

3. Методы интеллектуального и физического развития ребенка от 0 до 18 лет.


Методика Николая Александровича Зайцева. Методики Н.Зайцева характеризуются как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей и особенности психофизического развития. Пособия представляют собой комплекты учебных материалов по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка, английскому языку. Они могут использоваться и в домашних условиях и в детских и школьных учреждениях.

Наиболее известны его кубики для обучения чтению, которые несут ребенку информацию через все каналы восприятия, поскольку кубики различаются размером, цветом, весом, звуком и поэтому они наиболее эффективны для детей дошкольного возраста.

Основная идея, на которой основана методика Н.Зайцева – чтение по складам. Кубики Н.Зайцева помогают детям от 3-4 лет научиться читать с первых же занятий, а малышам от года помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). При занятиях с маленькими детками от года и младше обучение нужно строить исключительно в игре. Одной из первых методику Н.Зайцева обучения чтению освоила Е.Данилова.



Монтессори, Доман, Дьенеш, Ибука, Никитины, Тюленев, Зайцев – это создатели известных методик раннего развития детей и отстаивающие позиции, что наиболее важными для развития ребенка являются первые годы его жизни. Штейнера часто упоминают как противника раннего развития, забывая, что он, прежде всего, был противником насильственного развития, распространенного в начале 20-го века, и этим объясняется его акцент на соотношение интеллектуального развития естественному развитию ребенка. Успехи нейрофизиологии в начале 21 века не оставили сегодня базы для появления противников раннего развития.

Единственными “противниками” раннего развития ребенка сегодня являются, как ни странно, родители ребенка. Они не могут загодя подготовить себя к раннему развитию своего ребенка и отвлечься от своих “взрослых” проблем. Они ежедневно откладывают задачу развития детей, так и не сделав ее приоритетной. И в дальнейшем уже никакое внимание и деньги не смогут поднять уровень интеллекта ребенка, потому что упущено самое важное время первых лет его жизни.

 

Нужно отметить, что кроме приведенных методик существуют различные методики и комплексы для развития. К таковым можно отнести счетные палочки Кюизинера, игры Воскобовича, игры Тепляковой, тематические недельки Даниловой и других авторов.