Играем, развиваемся, растем – азбука игры с ребенком
Вход
Новости о Николке
Тест для мам и пап
Поделиться

Музыка для развития ребенка


«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут

его испытывать на себе, тем лучше для них». В.Г. Белинский

 

Первые мелодичные звуки, которые должен услышать ребенок – пение мамы. Это и колыбельные, и другие песни. Когда мама выбирает, что петь ребенку, она должна учитывать то, что так она развивает музыкальный слух и вкус ребенка, первые простейшие представления о мире. Слушая голос мамы, дети затихают, прислушиваются, часто засыпают под спокойную мелодию или наоборот радуются и возбуждаются, если мелодия зажигательная. Известен факт, что если мама пела во время беременности определенные песни, родившийся ребенок их узнает. Он будет отдавать предпочтение той музыке, которую слушала мама во время беременности, но не просто слушала, а которая ей нравилась, доставляла наслаждение. Если же мама слушала классическую музыку не любя ее, лишь для того, чтобы принести «пользу» ребенку, то родившись, ребенок будет резко отказываться слушать такую музыку. Музыка будит творческие способности ребенка. Развивается воображение, слуховая память, чувство ритма, высотный слух.

Ниже приведены методики и пособия для раннего музыкального развития детей, которые помогут родителям заниматься самостоятельно буквально с пеленок. 

Методика Карла Орфа

Карл Орф (1895-1982) совместно с Гунильд Кеетман (1904-1990) создал одну из известнейших в мире систем музыкального воспитания детей – Орф-Шульверк (“Schulwerk” – школьная работа). Суть методики в раскрытии музыкальном развитии детей через импровизацию в музыке, движении, пении, игре.

Достоинства методики в том, что ею может овладеть любая мама, не имеющая музыкального образования. На занятиях по этой методики нет догматического обучения, создается атмосфера игрового общения и дети могут проявлять собственную инициативу.

Методика состоит из следующих элементов:

– речевые упражнения, направленные на развитие артикуляции и чувства ритма;

– поэтическое музицирование – заучиваются стихи, которые в дальнейшем связываются с музыкой;

– музыкально-двигательные упражнения, с помощью которых дети учатся выражать настроение, передаваемое музыкой;

– игры на простых музыкальных инструментах, таких как ксилофон, металлофон, треугольники, цимбалы, колокольчики и т.п.

– музыкальный театр представляет собой игру с использованием музыки, движений, танцев, речи.

Методика Карла Орфа позволяет развивать в детях в целом творческие способности.

Российская адаптация метода Орфа представлена Т.Э.Тютюнниковой, автором нескольких книг и федеральной программы музыкального воспитания дошкольников, узнать подробнее о которых можно на сайте Восхождение к музыке.Творческая педагогика.


Методика Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой»

 Пожалуй, самая популярная методика в России и за ее пределами у русскоговорящего населения.

Для самых маленьких в этой методике предлагаются песенки-игры, напоминающие массаж. Когда ребенок подрастает, с ним можно проводить музыкальные игры со словами и движениями, что развивает в ребенке не только музыкальный слух, но и мелкую и крупную моторику, речь. Ребенок учится петь, играть на инструментах. Есть диски с аэробикой для малышей, музыкальными сказками, песенками  и стишками на английском языке, обучением счету и чтению.

Данная методика подходит даже для тех мам, у которых есть проблемы с музыкальным слухом, потому что можно включать видеозаписи занятий или фонограмму.

Подробно узнать о методике, скачать материалы можно на сайте Железновых Музыка с мамой.


Программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой

Радынова Ольга Петровна – доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета. Ею разработана программа для формирования у детей дошкольного возраста музыкальной культуры, умения понимать музыкальный жанр произведения, передавать свои музыкальные впечатления с помощью движения, рисунков, в инсценировках.

В программе представлены 6 тем, каждую из которых можно изучать до 2 месяцев и с нового года темы повторяются с использованием нового материала. Используются произведения мировой классики, музыкальные шедевры именитых композиторов. Отличительная особенность пособия в том, что композиции подобраны в контрасте, что позволяет ребенку отличать ноты настроения в мелодиях. Очень полезны и беседы о Моцарте, а также музыкальных инструментах, которые познакомят со звучанием и историей возникновения инструментов.

Материал можно скачать в этой теме в группе ВКонтакте.



КАК  СЛУШАТЬ  МУЗЫКУ  С  РЕБЕНКОМ


1.Классическая музыка

Рекомендации по прослушиванию.

Какую музыку слушать детям. Первые произведения, которые вы даете слушать ребенку, должны быть просты для восприятия, радостны. Желательно, чтобы вначале звучал только один инструмент – фортепьяно или скрипка, затем можно слушать и оркестр. Дети очень хорошо реагируют на произведения Моцарта, а вот Баха обычно не хотят слушать даже самые маленькие. Многие композиторы писали специально для детей. Дети разные, как и их родители, одним больше нравится музыка с четким ритмом, другим более мелодичная, поэтому подбирая произведения для ребенка, следуйте предложенным рекомендациям:

– музыка не должна быть постоянным фоном, дети перестают ее воспринимать;

– выбирайте живую музыку, без электронных эффектов;

– прежде чем слушать с ребенком, прослушайте сами произведение;

– выбирайте произведения без сильных ударных партий, без резкого усиления звука, иначе ребенок может напугаться;

– не включайте слишком громко, у детей слух тоньше, чем у взрослых;

– учитывайте время суток, с утра можно слушать более активную, бодрую музыку, перед сном успокаивающую, мелодичную;

– слушайте с ребенком произведения разных авторов, разных жанров, так вы разовьете музыкальный кругозор ребенка;

– за один раз слушайте не более 3 произведений, увеличивайте продолжительность постепенно, к году не более 30 минут в сутки и к 3 годам можно увеличить время прослушивания до 1 часа, слушая 2 – 3 раза в сутки;

– говорите об авторе и названии произведения, рассказывайте о его настроении, о чем оно;

– слушайте музыку, держа ребенка на руках, двигайтесь под музыку, танцуйте;

– говорите о том, какая это музыка, какое настроение она вызывает;

– показывайте картинки, соответствующие музыкальному произведению, если это возможно;

– следите за реакцией ребенка, она должна быть положительной, если ребенок не хочет слушать, плачет, отворачивается или иначе сообщает о том, что ему не нравится, но вы считаете, что произведение ему полезно, отложите прослушивание на несколько месяцев;

– когда ребенок научится рисовать, вы можете вместе с ним рисовать то, что он чувствует, подбирать подходящий цвет, форму.

Список произведений для первоначального прослушивания.

Наш список произведений и его последовательность носят рекомендательный характер, вы можете вносить другие произведения, менять последовательность.

Моцарт В.А. –Времена года, Турецкий марш, Маленькая ночная серенада, Мелодия дождя, Симфония №40, Серенада 13, Колыбельная

Григ Э. –из сюиты «Пер Гюнт» к драме Г.Ибсена «Утро», В пещере горного короля, Танец Анитры, цикл ”Малыш в лесу”

Мусоргский М.П. – Картинки с выставки

Чайковский П.И. – Детский альбом, Времена года; Вальс цветов, Танец феи Драже, Па де де /Adagio из балета «Щелкунчик»; Танец маленьких лебедей, Испанский танец из балета «Лебединое озеро»

Бетховен Л.  – К Элизе, Тишина, Лунная соната соч. 27-2, Сурок, Соната №1

Вивальди А. – Времена года, Адажио, Звуки океана

Дворжак А. – Славянские танцы, Юмореска, Цыганская мелодия

Глюк К.В. – Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика», соло для флейты из оперы «Орфей и Эвридика»

Брамс И. – Венгерский танец, Вальс op.39 №15

Прокофьев С. –Детская музыка

Слонимский С.М. –  Марш Бармалея

Кабалевский Д. – Клоуны

Шуман Р. – Альбом для юношества

Штраус И. –  Вальсы, Персидский марш

Шуберт Ф. – Аве Мария, Серенада, Музыкальный момент фа минор, Баркарола, № Вечерняя серенада

Россини Дж. – Тарантелла, Неаполитанская тарантелла, Увертюра к опере «Сорока-воровка»

Вагнер Р. – Гимн Солнцу

Гендель Г.Ф. – Чакона, Сарабанда

Дебюсси К. – Лунный свет, сюита «Детский уголок», Море

 

Можете использовать готовые подборки, например «Моцарт-эффект», составитель Дон Кэмпбелл. Специально для малышей выпущены шесть альбомов произведений композиторов-классиков, аранжированных Александром Климовым: «Детский альбом» и «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского, «Детский альбом» Роберта Шумана, «Вальсы», «Колыбельные» и «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». 

2.Детские песни, песни из мультфильмов

Существует огромное количество песен, специально написанных для детей, а также песен из фильмов и мультфильмов. Можно подбирать песни для разных бытовых ситуаций, для разных праздников, разного настроения. Так сможете научить ребенка выражать свои чувства с помощью музыки, лучше их осознавать. Когда ребенок научится рисовать, можете предложить ему нарисовать главных героев или просто цветом изобразить настроение песни или любого другого музыкального произведения. Каждая мама знает хотя бы десяток таких песенок, другие можно легко выучить. Мы предлагаем примерный список таких песен:

Антошка

Спят усталые игрушки

Кто пасется на лугу

Топ, топ, топает малыш

Мы везем с собой кота

Чунга-Чанга

В траве сидел кузнечик

Жили у бабуси два веселых гуся

Песенка Львенка и Черепахи

Голубой вагон

Маленькой елочке холодно зимой

В лесу родилась елочка

Как у наших у ворот

Песенка Чебурашки «Я был когда-то странной»

От улыбки станет всем теплей

По малинку в сад пойдем

Я леплю из пластилина

Белые кораблики

Вместе весело шагать

Облака, белогривые лошадки

Раз морозною зимой 

3.Музыкальная классика в мультфильмах

Один из самых больших музыкальных проектов Уолта Диснея, в которых были соединены произведения Бетховена, Шуберта, Дебюсси, Мусоргского, Стравинского и Чайковского с красочной анимацией будет полезен детям разного возраста. С 6 месяцев можете пробовать показывать небольшими отрывками. Если ребенок хорошо слушает и даже смотрит, можно показывать целыми отдельными эпизодами, на которые делится фильм. Детям старше 1 года можно показывать мультфильм «Фантазия-2000» также сначала отдельными эпизодами.

Режиссёром Инессой Ковалевской был снят целый цикл мультфильмов по произведениям по шедеврам мировой музыки.

«Картинки с выставки» по мотивам произведения «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского.

«Детский альбом» на музыку фортепьянных пьес «Детского альбома» Чайковского.

«Прогулка» на музыку Сергея Прокофьева из альбома «Детская музыка».

«Танцы кукол» на музыку Дмитрия Шостаковича из детского сборника «Танцы кукол».

Мультфильм «Русские напевы», снятый по мотивам русских песен “Во деревне то было в Ольховке”, “Вставала я ранешенько”, “Метелица”, можно показывать с 2 лет.

С биографиями и творчеством великих композиторов можете познакомить детей с помощью серии мультфильмов «Сказки старого пианино». В цикл вошли следующие мультфильмы: «Людвиг ван Бетховен», «Антонио Вивальди», «Роберт Шуман. Письма», «Вольфганг Амадей Моцарт», «Джоаккино Россини. Записки гурмана», «Чайковский. Элегия», «Сергей Прокофьев. Четвёртый апельсин», «И. С. Бах», «Джордж Гершвин».

По произведениям К. Сен-Санса снят мультфильм «Карнавал животных». 

4.Музыкальные презентации

Знакомить ребенка с музыкой, музыкальными инструментами, нотной грамотой можно с помощью презентаций. Это удобный способ, потому что показывать слайды можно с необходимой для ребенка скоростью, можно все внимательно рассмотреть, показать детали инструментов. Занимаясь с помощью презентаций, обязательно давайте возможность ребенку быть активным, а не просто впитывающим информацию. Более подробно о том, как смотреть презентации можете прочитать в статье, посвященной презентациям.

С 8 месяцев можно показывать презентации о музыкальных инструментах с их звучанием, например презентацию «Вундеркинд с пеленок». Вы можете найти презентации о нотах, композиторах. Большая подборка презентаций есть на сайте Детские электронные презентации и клипы.

 

 

Где можно найти музыкальные произведения для детей

Большие подборки музыкальных произведений для малышей можете найти на сайтах

Музыкальная фантазия.

Muzofon 

Музыка для беременных и малышей.