Играем, развиваемся, растем – азбука игры с ребенком
Вход
Новости о Николке
Тест для мам и пап
Поделиться

Принципы игры Б.П.Никитина


Правила игры:


1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение: и ваше, и его. Радуйтесь ему – это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.

2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. И еще… удерживайтесь от обидных замечаний вроде: “Ах, ты дурачок!”, “Какой ты несообразительный!” и т. п. Не обижайте ребенка в игре.

3. Развивающие игры – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале – обязательное условие.

6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.

7. Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих. И каждый на коробке напишет свое имя.

8. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры “Сложи узор” или “Рамки и вкладыши Монтессори”. Здесь ребенку надо различать цвета и форму. А общее правило – наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр “включать”. Это творческая задача папе и маме.

9. Увлечения детей приходят “волнами”, поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, “забывайте” об игре на месяц – два и даже больше, а потом “случайно” (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть) пусть малыш вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из “волн” увлечения игрой.

10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

11. Для самых маленьких (1,5–3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте “имена” (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.

12. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Сильному хочется побороться, быстрому – побегать и поиграть в подвижные игры, а слабый этого не любит. “Не интересоваться игрой” ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или… взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.

13. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.

14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, узоры, фигуры.

15. Лучше по секундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающиеся ребятишки уже с 6–7 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по-рыцарски честно признать свое поражение. Трудно придумать большую награду ребенку. Не думайте, что ваш авторитет при этом пострадает.

16 и т. д. – это те правила, которые вы… найдете сами, чтобы игра стала еще увлекательнее.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно – они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

 

Характерные особенности интеллектуальных игр:

 

1. Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ.

3. Задачи расположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку ИДТИ ВПЕРЕД и совершенствоваться САМОСТОЯТЕЛЬНО, т. е. РАЗВИВАТЬ свои ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и НЕЛЬЗЯ ПОДСКАЗЫВАТЬ ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

7. НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

Что такое развивающие игры?

8. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. В ВИДЕ видимых и осязаемых ВЕЩЕЙ. Это позволяет сопоставлять наглядно “задание” с “решением” и САМОМУ ПРОВЕРЯТЬ ТОЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.

9. Большинство творческих развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ более высокого порядка.

10. Игры позволяют каждому подняться ДО “ПОТОЛКА” СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, где развитие идет наиболее успешно.

 

В развивающих творческих играх – в этом и заключается их главная особенность – удалось ОБЪЕДИНИТЬ один из основных принципов обучения ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ с очень важным принципом творческой деятельности САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО СПОСОБНОСТЯМ, когда ребенок может подняться ДО “ПОТОЛКА” своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

• во-первых, игры могут дать “пищу” для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

• во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

• в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего “потолка”, ребенок развивается наиболее успешно;

• в-четвертых, игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

• в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.


Факторы формирования и развития творческих способностей детей (Б.П.Никитин) в изложении А.Б.Никитиной:

 

1.Желанный ребёнок – защищенность, здоровая психика, биоэнергетическая поддержка окружения.

 

2.Благоприятные условия беременности: запрет на лекарства, вино, табак. Вместо «бережения» – активная жизнь и разносторонняя деятельность матери. Эмоционально-речевое общение с плодом.

 

3.Естественные (немедикализованные) роды. Наилучшие – домашние. Немедленное прикладывание к груди (до выхода последа), физический контакт «кожа к коже» с мамой. Как результат – избавление ребенка от «букета болезней цивилизации».

 

4.Естественное вскармливание, т.е. питание только грудным молоком матери и водой до прорезывания первого зуба (с 0 до 5-9 мес.), т.к. «коровьи белки» смесей угнетают развитие нейронов мозга в период их бурного роста и снижают иммунитет.

 

5.Постоянный контакт ребёнка с матерью с 0 до 1,5 лет (по возможности днем и ночью) – физический, биоэнергетический, визуальный, эмоционально-речевой.

 

6.Запуск врожденных рефлексов: хватательного, опорного, шагового, ползания, плавательного и др., дающих толчок развитию интеллекта («ведущей системой у новорожденного является скелетно-мышечная, все другие развиваются коррелятивно» – И.А. Аршавский).

 

7.Свобода познания мира. Ползание – одно из сильных средств развития творческих способностей, недооцениваемое многими (боятся «грязи», синяков, царапин, т.е. мелочей, и упускают важное – развитие детей). Кроватка и манеж – способ изоляции от мира… Кроватка нужна только для сна, а манеж – не более чем на час в день. Остальное время – на свободе.

Этот фактор многие еще недооценивают, и говорят о нем пока мало. Думаю, что книжка Жан Ледлофф «Как вырастить ребёнка счастливым» (2004) поможет прочувствовать его лучше. Фактор, на самом деле, очень многообещающ не только для творческого развития ребенка, но и для умения ПАДАТЬ (что по-настоящему ценят лишь спортсмены, но как же это умение выручает во многих жизненных ситуациях!), для обучения осторожности, и для устойчивости его психики в будущем (есть соответствующие исследования).

 

8.Обогащение обстановки для разнообразной деятельности в доме и во дворе. Развитие потребности в движении, строительстве, творчестве… Турничок в кроватке с трех месяцев, мячи, каталки, манипулятивные игры, мешки с галькой от 1 до 20 кг, карандаши, краски, пластилин и др.

Об этом факторе многое можно почерпнуть у М. Монтессори, Г. Домана, в Вальдорфской педагогике… Да в каждой семье, думаю, есть в этом отношении свои наработки! Хотя именно о «развитии потребности в движении» я не нашла ничего лучшего, чем у БП – это касается «Индексов справедливости», которые я бы выделила в отдельный «подфактор». Но, пожалуй, под номером 9а – после «Спорткомплекса».

 

9.Спортивный комплекс В.С. Скрипалёва (7 мес. – 12 лет) на 1,5 – 2 кв.м. – «Гимнастическое дерево» в квартире. Выход из «Плоскости» (с пола) в «пространство» (в третье измерение), резкое повышение сложности и по величине требуемых усилий.

Не знаю, почему БП выделил именно «спорткомплекс Скрипалёва», хотя был и «спорткомплекс Привалова» (дочка Анатолия Привалова, знаменитая чемпионка мира по бегу Ирина Привалова, в детстве бывала у нас с папой), и были наши спортснаряды (и в доме, и во дворе). Они – отличная «среда обитания» для детей разного возраста и взрослых. А поддержание себя в должной физической форме – это бодрое настроение, желание придумывать, творить… И если привычка двигаться заложена с раннего детства – это спасение от многих болячек и хандры на многие годы. Сейчас есть «игровой комплекс Григоренко», продуманный художественно и инженерно – творческое проявление родительской любви и заботы, где спортснаряды красиво вписываются в игровое и рабочее пространство детской комнаты.

 

9А. «Индексы Справедливости». О них пока не написано подробно нигде, кроме нашего сайта – знакомьтесь! Тем, кто еще не проверял себя по ним, трудно представить, как подобные соревнования (прежде всего, с самим собой!) стимулируют держаться в хорошей физической форме, а значит, с радостью заниматься любыми делами, в том числе творческими.

Я бы назвала весь «фактор № 9» так – «крепость здоровья», которая может формироваться с помощью и спорткомплексов, и танцев, и пеших или вело- походов… – кому что ближе. Важно не тормозить детей в этом направлении, а дать максимальные возможности для ДВИЖЕНИЯ (может быть, такое название было бы более правильным для фактора № 9?).

 

10.Интеллектуальные (творческие) игры Никитиных (1,5 – 15 лет и старше)

Высокая умственная нагрузка и творческая ее направленность. Вместо обычного получения готовых знаний – метод их добывания и, значит, – саморазвитие. Предупреждение НУВЭРСа. Своеобразные “спортивные снаряды для ума”.

Сейчас можно купить некоторые из этих игр, но играть в них так, чтобы они работали максимально, умеют немногие. В то же время, если соблюдать главные правила этих игр, описанные в книге БП «Интеллектуальные игры» (последнее издание – 2010 г., Световид), то даже обычная уборка дома или мытьё посуды могут превратиться в настоящую развивающую игру :). Отмечу, что все «Интеллектуальные игры Никитиных» сам автор – БП – считал существенным, но далеко не единственным фактором развития творческих способностей.

 

11.Раннее чтение, счёт, письмо (с 2-3-х лет). Географические карты, планы, глобус, чтение и счёт опущены до уровня быта. Методика Глена Домана (Doman), кубики Н.Зайцева, материал М.Монтессори.

 

11А. Видимо, сюда же подпунктом можно добавить знание нескольких иностранных языков. Сейчас есть интересные и эффективные методики обучения им. Это и книги Валерии Мещеряковой (её курс «IloveEnglish»), и сайт Ольги Соболевой.

Есть замечательные книги о своевременном (т.н. «раннем») развитии детей (и не только об этом):Синити Судзуки «Взращённые с любовью», Масару Ибука «После трёх уже поздно». И конкретные методики и материалы – повторюсь! – Марии Монтессори и нашего талантливого педагога Николая Александровича Зайцева.

Однако само по себе «раннее чтение, счёт, письмо…» может быть и… тормозящим творческое развитие ребёнка! Этот «фактор», на мой взгляд, очень второстепенен, и может быть лишь дополнительным, гармонично вписываясь в жизнь каждого малыша индивидуально. Погоня за рекордами здесь чревата другими серьёзными проблемами.

 

12.Лесенка возрастов (3-7 лет) в многодетной семье или разновозрастные группы в детском саду. Старшие, хорошо развитые дети (умеют читать, считать, конструировать, заниматься на спорткомплексе) могут великолепно передавать свои знания и умения младшим (иногда лучше взрослых).

Среди детских учреждений этот фактор учитывается, кажется, только в Вальдорфской педагогике. Прекрасно пользуется им М.П.Щетинин (в его школе старшеклассники преподают младшим). Подавляющее же количество детсадов и школ не придают ему значения. А зря – обучение идет значительно эффективнее.

Зато в многодетных семьях, где старшие дети с радостью делятся с братьями-сёстрами своими знаниями, младшие начинают и говорить раньше, и обучаются всему проще. Причем, как мы замечали в своих семьях, от братьев-сестёр всё усваивается значительно быстрее, чем от взрослых. Видимо потому, что и общие интересы ближе, и взаимопонимание лучше, когда нет значительной разницы в возрасте.

 

12А. В этот же фактор я бы добавила – общение с бабушками-дедушками. И хотя я выделила это в «подфактор», считаю его наисерьезнейшим. Ведь с добрыми, умными и любящими дедушками-бабушками идет не просто обучение чему-либо новому, а происходят, на мой взгляд, важнейшие процессы: неторопливая передача опыта, когда идёт некое «пропитывание» маленького человечка жизнестойкостью – спокойствием к жизненным испытаниям (а без них так непросто творческому человеку!). Это идёт через сказки; рассказы о том, как жили раньше; через выразительное чтение вслух хороших книг (такое чтение –отдельный фактор развития!)… Я обратила внимание на такую интересную зависимость: единственные сыновья, которых воспитывали бабушки, нередко становятся многодетными отцами (!) – в отличие от тех единственных сыновей, воспитываемых родителями и детским садом, которые максимум решаются на одного ребёнка в семье :). И уж не говорю о том, насколько важно для самих дедушек-бабушек близкое и долгое общение с малышами! 

 

13.Сокращение времени обучения в начальной школе (6-8 лет). Чем выше развит ребёнок творчески и чем дольше он будет в начальной школе, тем более затормозится его развитие. Поэтому ребенка, умеющего читать и считать до ста, помещать сразу во второй класс, переводить в следующий в середине года, экзамены сдавать экстерном. Применять теорию Гидеона Карми (“Творческое мышление”, Израиль), “принцип практической необходимости” К.С.Скорохода, “опережающее обучение” С.Н.Лысенковой.

Школьные методики, учебники, многочасовое сидение на одном месте и т.д. и т.п. – не располагают к творческому подъему ни взрослых, ни детей. Реально получается, что современная ШКОЛА в целом – это тормозящий фактор для развития творческих способностей (как и здоровья детей!). Особенно в начальной школе, а ведь именно в 7-9 лет ребятишки очень хотят учиться и очень быстро всё усваивают!

Но здесь есть ОПАСНОСТЬ: «перескакивание» через классы (кстати, как и «рассортировка» детей «по способностям» или «профилю»!) очень затрудняет для ребёнка налаживание глубоких взаимоотношений с одноклассниками. На мой взгляд, когда ребёнку приходится «менять класс», в котором у него есть друзья, происходит даже некое… предательство (и себя, и друзей своих…). Такие педагоги, как К.С. Скороход (его «Принцип практической необходимости» вполне заслуживает того, чтобы выделить его в отдельный фактор!) и С.Н. Лысенкова – большая редкость. Когда всем детям прямо в классе предоставляется возможность развиваться каждому в своём темпе! А разные способности учеников используются как дополнительный развивающий фактор (взаимопомощь!). Последние лет пятнадцать, чтобы не тормозить развитие ребёнка в начальной школе, можно было перейти на так называемое

 

13А. «Семейное обучение» (яркий пример: сайт Алексея Карпова «папаКарп»), о котором БП и ЛА могли только мечтать… – этот фактор я бы выделила совершенно отдельно. Такое серьёзное направление в образовании, набирающее силу, в этом учебном году (2013-2014) вдруг встретило серьёзные препятствия со стороны российских образовательных госструктур. Будем надеяться на лучшее, но пока «семейное обучение», насколько я знаю, находится в «подвисшем состоянии»…

Из литературы могу назвать только книгу А. Карпова «Повесть о педагогической свободе».

А вообще к фактору № 13 – книги С.Н. Лысенковой и материалы К.С. Скорохода, которые размещены на нашем сайте. Кроме того, есть замечательная книга Дж. Гатто «Фабрика марионеток» (2006), которая помогает взглянуть на школу, как на структуру, более глубоко. Сюда же хотелось бы добавить работы В.Ф. Базарного – о способах решения некоторых проблем школы, касающихся здоровья учеников.

 

14.ТИО (Технология индивидуального обучения) Ю.А. Макарова. Окно в новую «дидактику творчества», призванную не только дополнить, но и частично заменить «дидактику исполнительства» Я.А. Коменского.

На мой взгляд, очень перспективная вещь в обучении, если есть толковый учебный материал (учебник), по которому каждый учащийся может учиться самостоятельно. Работать этот фактор начинает ориентировочно с 5-го класса. Главное, чтобы к этому времени не пропало желание учиться. Лет 10 назад мне посчастливилось видеть, КАК работает в классе сам Юрий Афанасьевич Макаров. Помню, что все в классе были заняты, каждый работал в своём темпе, никто не отвлекался, хотя в целом обстановка была очень спокойна; иногда, не поднимая руки, кто-нибудь поднимался и подходил к учителю… – такого делового настроя на учёбу (шестой класс!) я за свою жизнь в школе больше не встречала. Практически всё выглядит, как САМОобучение, но Учитель всегда готов оказать тебе помощь.. В Интернете можно найти сайт Ю.А. Макарова (www.makarov-tio.ru) – там есть учебники в форме ТИО почти по всем учебным предметам.

 

15.Мастерская (или рабочий уголок) в квартире для работы и технического творчества детей и взрослых. Каждому свой верстак, тиски, набор инструментов и материалов для взрослого и ребенка, но инструменты настоящие, а не бутафорские. “Золотые руки” бывают только при умной голове или, точнее, “золотые руки” делают “золотой” и голову.

Как существенен этот фактор! Дети чутко отличают «придуманные» дела от реальных, и включаются по-настоящему именно в необходимые дела (это часто происходит с помощью игры, но и сама игра отражает суть реальных дел!). Именно в общих делах с папой и мамой развитие «мелкой моторики» может происходить и ненавязчиво, и тщательно, и длительно… Однако многие взрослые даже в семье долго боятся давать детям настоящие инструменты (ножи, ножницы, иголку, молоток, лопату…), которые очень интересуют детей уже с полуторалетнего возраста. А в детских садах ребятишек ограждают от реальной жизни еще больше. Судя по тому, что мне удалось узнать, у «вальдорфцев» в этом направлении дело обстоит лучше других детских учреждений.

Но всё равно: главная забота детских учреждений – это безопасность, которая достигается, увы, одним способом: ограждением от опасностей (что сделать достаточно просто, но очень недальновидно). И мало кто знакомит детей с опасностями – что трудоёмко, но чрезвычайно существенно для всей дальнейшей жизни детей (на эту тему см. на сайте статью БП «Два пути предупреждения травматизма»).

По поводу Мастерских стоит говорить отдельно и много. Фактор с огромными перспективами, но ему пока не уделяется должного внимания. Во всяком случае, я не могу написать сюда ни одного названия соответствующей книги. Да и среди детских товаров невозможно увидеть НАСТОЯЩИЕ «орудия производства» – молотка, напильника, пилы, отвёртки, гаечных ключей, станков, швейной машинки… – для РЕАЛЬНЫХ, не игрушечных дел… Вот бы в каком направлении работать нашим «игрушечным» производителям!

 

16.Олимпиады или тестовые проверки. Давать ребенку, как только научится читать, самого разного типа и сложности, а с 9 -10 лет даже тесты для взрослых.

Тесты:

а) Позволяют измерять достигнутый уровень развития.

б) Развивают творческие способности, даже если применяются нерегулярно.

в) Доставляют удовольствие детям, и тем большее, чем развитее ребенок.

г) Укрепляют нервную систему, формируя умение спокойно относиться к проверкам, экзаменам, соревнованиям и в сложной обстановке выдать максимум того, на что ребенок способен.

Этот фактор сейчас вроде бы даже получил своё развитие – в виде тестовых проверок в институтах и в школе (подготовка к ГИА и ЕГЭ сейчас идёт чуть ли не с 1-го класса!). Однако и ГИА, и ЕГЭ очень далеки от тех важных характеристик тестов, перечисленных БП выше (кроме разве последнего – умения стойко относиться к проверкам – да и то не у всех это происходит). Короче, на мой взгляд, чтобы тесты действительно развивали творческие способности, а не были только проверкой количества знаний ученика (что происходит сейчас), их должны и составлять творческие люди… Уверена, что такие задания и тесты есть, но я не занималась их поиском. Мы сами до сих пор пользуемся тестом БП на Птур (показатель творческого умственного развития): Б.П. Никитин, «Как измерить развитие ребенка», М., 1997 г. А ещё нам известны тесты Г. Айзенка из его книги «Проверьте свои способности».

 

17.Рядом увлеченный взрослый, блестящий Мастер своего дела (Учитель!). Ребенок видит отличную работу, усваивает отношение к делу, приобретает шкалу ценностей Мастера и “заболевает болезнями Мастера”, главная из которых увлеченность делом.

Считаем ли мы, взрослые, этот «фактор» существенным для развития ребёнка? Увы, общее направление нашей сегодняшней жизни таково, что дети всё меньше и меньше видят рядом увлеченно работающего человека, тем более – Мастера своего дела! Школьного учителя всё больше заменяет компьютер… Да и нас самих – какими видят наши дети?… А ведь стоит серьёзно задуматься: не из-за этого ли у нас берётся столько людей, равнодушных практически к любой работе?.. Дж. Гатто «Фабрика марионеток», С. Судзуки «Взращенные с любовью».

 

18.Увлечённость ребёнка творчеством (самыми разными видами) – с 5-10 лет. Сначала из готовых деталей (кубики, конструкторы), потом из материалов. Моделирование — сильный и долгодействующий фактор. Биографии крупных изобретателей и инженеров подтверждают это (академики Крылов, Туполев, Королев, Яковлев и др.). В известном смысле “великая увлеченность создает великих людей”. “Увлеченность” можно назвать самым многообещающим фактором, так как она может стать и самым могучим в жизни.

Снова об увлечённости! Теперь уже детской. Это важно? Думаю, на словах согласятся многие. А вот на деле мы, взрослые, только и делаем, что не даём развиться этой самой увлечённости. На мой взгляд, все регламентированные занятия в современных дошкольных «развивающих центрах» (к примеру: полчаса – математика, полчаса – рисование, полчаса – чтение, полчаса – танцы) не способствуют увлечённости. Кроме того, в рамках подобных занятий практически всё время расписывает взрослый: куда идём, когда берем карандаш, куда смотрим, когда творим… Для формирования этой самой увлеченности мы, взрослые, не даем ребёнку никакой возможности сосредоточиться – на это просто не хватает времени! И на это практически никто не обращает внимания, наоборот: скорей, скорей – надо на следующее «развивающее» занятие! Быть может, я утрирую, но, на мой взгляд, основная масса подобных «развивающих занятий» только рассеивает внимание детей, не давая сосредоточиться на чём-то одном. А ведь уже трёхлетний человек может по 1-1,5 часа самостоятельно заниматься одним делом! К этому фактору – работы А.А. Ухтомского о доминанте (немного о ней рассказано в книге Л.А. Никитиной «Родителям ХХI века», 1998) и замечательная книга И.Чутко «Красные самолёты» (о конструкторе Р. Бартини), а также упомянутая выше С.Судзуки «Взращенные с любовью».

 

19.Участие в производительном труде в соответствии с физическими и психическими способностями ребенка. Труд должен быть ежедневным, оплачиваемым, высокоорганизованным (нормы, качество) и на своем (школьном) производстве.

С 6 до 9 лет — в течение 1 часа,

с 9 до 12 лет — 2 часа,

с 12 до 17 лет — 3-4 часа.

Современная словесно-книжная школа воспитывает пассивного иждивенца-потребителя и создает все трудности морально-этического плана. Наше спасение в создании школ труда и творчества, школы-хозяйства, по опыту великого А.С.Макаренко.

Этот «фактор» БП считал фундаментальным (на сайте есть таблица БП «Школа вчера и завтра»). Есть замечательная литература на эту тему: кроме книг Антона Семёновича Макаренко «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях», есть ещё:

Георгий Павлович Сологуб «Каждая минута жизни» – об опыте работы в Очёрской спецшколе;

Александр Александрович Католиков «Дом моих детей» – о школе-хозяйстве в г. Сыктывкаре;

Александр Иванович Новиков (самиздат и рукописи его есть в нашем семейном архиве).

Каждое из перечисленных имён (а я думаю, что есть подобные школы и сейчас, только мы о них не знаем!) – это целый Мир, огромнейший и ценнейший Опыт, которому нам всем еще предстоит учиться и учиться. Потому и пишу каждого из этих людей с именем-отчеством.

Есть и книга Светланы Гладыш о Болшевской трудовой коммунне – «Дети большой беды», где автор тщательно собрала бесценные документальные материалы.

 

20.Считать ребенка Человеком. Новорожденный за первые 3 года проходит возможно главную школу жизни и выделывается в Человека. Уважать его надо не на словах, а в каждом деле. Серьезность и уважительность отношений усваивается ребенком так же, как все другое. К 7-10 годам его интеллект будет почти на уровне взрослого (70-80%). В такой обстановке нет “капризов”, “кризисов”, “трудных детей”.

Это – один из основополагающих «факторов», а ещё и условий нормальной жизни каждого человека. Я бы только добавила, что считать ребёнка Человеком можно – и надо! – еще ДО его Рождения. Об этом можно почитать в тех книгах, которые упомянуты в факторах 1-6.

А вообще об этом «факторе» нам всерьёз напоминают книги доктора Януша Корчака («Как любить детей») и учителя Ш.А. Амонашвили, а также книги М. Монтессори, С. Судзуки и, думаю, многие другие.

Однако сейчас появилась некая серьёзная опасность, когда ребёнка, условно говоря, «человеком считают», а окружающих – не очень. Я встречалась с убеждением, что «ребенку до трех лет позволительно ВСЁ, а ругать его, и запрещать что-либо вообще нельзя – это нарушает его психику…». Ну что ж, жизнь, конечно, скорректирует потом то, что позволялось ВСЁ. Но ведь сейчас набирает силу так называемая Ювенальная Юстиция (ЮЮ), которая узаконивает привилегированность детей каким-то, на мой взгляд, извращенным способом. ЮЮ и подобные ей структуры, «защищая детей» от собственных родителей (что само по себе абсурдно, и возможно в единичных случаях!), порождают в самих детях распущенность, вседозволенность, махровый эгоизм… – причём, в самом примитивном виде, лишая наших детей одной из самых огромных Радостей жизни – Заботы о других, прежде всего о своих родителях, лишают умения считаться с другими. Ну, невозможно быть Человеком за счёт другого, невозможно быть Человеком и захребетником одновременно… Т.е. ЮЮ, по сути, обесчеловечивает наше общество…

 

21.Интерес старших к творческим успехам детей. За успехи в творчестве детей не столько надо хвалить, сколько искренне радоваться их достижениям… Учитель Реутовской школы (Моск. обл.) Игорь Павлович Волков открыл в школе “творческую мастерскую” и завел “творческие книжки” на каждого увлеченного творчеством ученика, куда записывал их изделия, проводил выставки работ в мастерской и школе и увлекал до 20-25% учеников. И.П. Волков стал известен как педагог-новатор, первый в России увидевший юных творцов и блестяще помогавший им развивать свои способности.

Сейчас этот «фактор» получил развитие в виде так называемого «портфолио» (а в дальнейшем, для взрослого, теперь существует «резюме»), которое, как я понимаю, составляется самим ребёнком с помощью родителей (или только родителями). Эти «портфолио» похожи на «творческие книжки» Игоря Павловича Волкова, где успехи ребёнка отмечаются (вписываются) и родителями, и учителями, а кроме того, подтверждаются фотографиями, грамотами и т.п.

Как я понимаю задачу «творческой книжки» (мне намного ближе такое название, чем «портфолио»): она нужна прежде всего для САМОоценки, для работы над собой… А портфолио – для того, чтобы «показать себя, как товар», и здесь нередко происходит преувеличение своих заслуг (скромность здесь не у дел :(). И это уже проблема культуры каждого из нас (умения быть объективным, справедливым) и… «социального заказа» (основной ориентир не на реальные дела, а на красивую «подачу себя»).

 

22.Ориентация на развитие творческих способностей. Обучение (т.е. “объяснение”, “рассказ”, “урок”), давая” готовые знания”, развивает лишь исполнительство. Развитие же творческих сил начинается только там и тогда, где есть “проблемы”, трудности, задачи, а КАК их решать, неизвестно. Для этого нужно реальное творческое дело. Даже в быту их можно находить, задав, например, детям задачу: как лучше колоть орехи (молотком, дверью, орехоколом, в слесарных тисках?) или им подобные.

Есть великая формула К.Э.Циолковского: “Сначала я открывал истины, известные всем; затем стал открывать истины, известные лишь немногим; и, наконец, научился открывать истины, еще никому не известные.” Надо помочь ребенку идти именно таким путем, не бояться “открывать Америку”, “изобретать велосипед” и т.п.

 

Да, возразить нечего, но именно этого не умеет подавляющее большинство взрослых, особенно дипломированных педагогов – ведь и в школе, и в педвузах учат именно умению «подавать» готовые знания, а «творческие работы» учащихся делаются согласно ЦУ учителя и под его пристальным оком. В школе практически исключены такие задачи, где надо додуматься САМОМУ: учитель сегодня обязан всё объяснить, «разжевать и в рот положить» – у части педагогов именно это считается достижением и умением преподавателя.

Увы, никакой литературы о том, КАК умело создавать детям трудности и проблемы, которые ребята смогут решить без подсказок и объяснений взрослых, не знаю. Кроме книги «Интеллектуальные игры» Б.П. Никитина ))).

 

23.Круглогодичная школа. Естественное развитие и обучение (“в тон и такт природе”). Смена видов деятельности: труд, учеба, спорт, творчество, не ведущая к накоплению усталости и позволяющая избегать остановки и деградации развития в летние каникулы.

У БП в скобках написан, как автор идеи этого «фактора», С. Шевнин. К сожалению, связь с этим человеком потеряна. Но ведь об этом же думали те же А.С. Макаренко, А.А. Католиков, Г.П. Сологуб (см. фактор № 19). Кроме того, сейчас многим известна школа Михаила Петровича Щетинина, где реально осуществляется этот важнейший принцип развития (среди прочих других))). Подобные задачи решает и подмосковный Детский лагерь навыка Skill Camp.

 

24.Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Идея Г.С. Альтшуллера –отказаться от Метода Проб и Ошибок (МПИО), изобретать по правилам, и заменить “озарение” высококвалифицированным, но доступным каждому трудом, привела его к разработке новой науки и созданию школ ТРИЗ во многих городах России. ТРИЗ содействует развитию изобретательности, многому учит, но… решает только часть проблемы “загадки таланта”. А МПИО жил, живет и будет жить, пока существует человечество.

О ТРИЗе я сама знаю мало. Кто заинтересуется – найдёт необходимую информацию в Интернете. Борис Павлович был когда-то приглашён на одну из Всесоюзных конференций по ТРИЗ, выступал там. Фрагменты из выступления БП на этой конференции вошли в книгу Г.С.Альтшуллера (автора ТРИЗ) и его ученика И. Верткина “Как стать гением”.

 

25.Интеллектуально-Творческие Игры (ИТИ). “Мозговой штурм” – генерирование идей группой в 6-15 человек в течение 30-50 минут, при полном запрете на критику. Организационно-Деятельностная Игра (ОДИ). Нахождение самых развитых в творческом отношении и создание им благоприятных условий для решения творческих задач. Это поиск, мобилизация и использование уже имеющегося творческого потенциала.

Этот фактор комментировать не буду – просто не знаю ни ИТИ, ни ОДИ. Хотя известно, что подобных «мозговых штурмов» и тренингов сейчас существует немало.

 

26.Философия творца, труженика. Серьезное творчество, особенно в науке и технике, будет малоэффективно без применения основ диалектики. И хотя “диалектика никогда не может рассчитывать на то, чтобы быть воспринятой всеми; напротив, она всегда останется специфическим талантом любимцев богов”, как писал К. Маркс, она является новым, исключительно важным и творческим этапом в становлении мировоззрения, и мыслящие люди должны об этом помнить.

Этот фактор слишком специфичен для БП. Спорить и рассуждать на подобные темы не считаю здесь возможным. Кроме того, не хотелось бы философии и верования людей сводить к «факторам творческого развития», хотя, по сути, так оно и есть. Думаю, что для людей любой культуры (главное: семейных людей!) остаётся важным «фактором» жизнь в отдельном Доме, со своим кусочком Земли – именно это, по-моему, во многом рождает «философию труженика, творца». А если уходить из Дома – в Квартиру, от мира Природы – в мир Виртуальный, то и творчество наше становится безжизненным, бездомным… Сейчас немало говорят об экопоселениях, «эковоспитании» и т.п. Одна из книг на эту тему – Жан Ледлофф «Как вырастить ребёнка счастливым (принцип преемственности)».

 

Подытоживая «Факторы…» не могу не добавить «свой», быть может, специфический для меня ))), фактор – под условным названием «Музыка: классическая, бардовская, народная: колыбельные и другие хорошие песни» (недаром же про плохого человека на Кавказе говорили: «Мать над колыбелью не пела ему песен…»).


Источник: Сайт семьи Никитиных