Как научить ребенка читать
Сегодня
разработано много способов обучения чтению маленьких детей. Открыто много центров, в которых учат читать, считать и в целом готовят к школе, но оплата может быть достаточно высокой. Есть еще один минус такого обучения: занятия проводятся один, два раза в неделю, а для большинства детей это слишком мало. Для эффективного обучения необходимо заниматься с ребенком не реже 4 раз в неделю. Мы предлагаем принять участие в нашей Школе чтения. В ней вы получите достаточно информации и готовых материалов. Это позволит вам самостоятельно научить читать ребенка любого возраста и привить любовь к чтению.
В этой статье мы рассмотрим различные способы обучения детей разного возраста чтению.
Научить читать можно и детей до года. Для этого можно использовать методику Глена Домана: ребенку показываются карточки с целыми словами. Показывать надо по пять карточек не менее трех раз в день так, чтобы каждую карточку ребенок видел 15 раз и при этом четко называть слово. Вроде бы просто, но есть проблема. Эта методика разработана для английского языка, в котором нет окончаний, нет такого количества суффиксов, а в русском любое слово имеет очень много различных форм и по идее надо все их показывать ребенку. Труд огромный, но вряд ли он стоит того, чтобы отнимать столько сил у мамы и ребенка.
Можно пойти другим путем, использовать методику Н.А. Зайцева повесить таблицу складов. Каждый день, проходя мимо таблицы, называйте сначала два, три склада, не больше. Показывайте разные склады. Через пару недель можете начинать напевать столбики на любую понравившуюся вам мелодию, которая бы подошла для этой цели. Используйте и кубики, для ребенка это будут замечательные погремушки, ведь они такие разные по цвету, размеру, звучанию. Дети обожают кубики трясти, крутить. Правда они не прочь и погрызть их. Писать слова кубиками у вас с таким малышом не получится, для этого лучше использовать таблицу Зайцева.
Пусть ребенок и не начнет читать к году, не ставьте такой цели, но он будет знать все буквы, будет любить складовые песенки и к двум годам легко и как бы между прочим научится читать практически с минимальными затратами с вашей стороны.
Если у вас нет кубиков и таблиц Зайцева, но вы хотите научить читать ребенка до трех лет, лучше всего использовать методики, основанные на целых словах или складах, но не на буквах.
Сколько раз приходилось слышать, как бабушки или мамы хвастаются: «А наш-то уже умеет читать, хотя ему только два года». Ребенок же просто знает буквы. И часто проходит год, но ребенок все так же знает буквы и в четыре буквы-то он знает, но читать разные слова так и не может. Случается и так, что не читает он и в пять лет и с огромным трудом его научают читать к школе, а то и только в первом классе. Проблема в том, что буквы для ребенка никак не связаны с чтением, они для него игрушки, предметы, а в возрасте до трех лет ребенок все запоминает как губка. Вот и буквы он выучил легко, только он не связывает их со словами, звуками, речью. И вторая проблема – слияние букв, особенно, если он научился произносить М и В, как МЭ и ВЭ… Понять, как из БЭ-А-БЭ-А получается БАБА ребенку практически в возрасте до 4-5 лет невозможно. Последние годы это знают многие родители и особенно преподаватели дошкольных студий, центров, они стараются научить ребенка произносить только звук БББ, МММ, но вот беда, ребенку очень трудно тянуть такой звук и он невольно через какое-то время начинает говорить БЭ и МЭ и все повторяется.
Если же
вы учите ребенка сразу складами или целыми словами, вы избегаете этих
трудностей. Давайте сразу затронем понятие «склад», что это такое и чем
отличается от слога? Склад, это звук или сочетание звуков, которые слиты, склад
– это единое мускульное усилие. Вот примеры складов: А, МА, М, т.е. это может
быть гласный звук, согласный + гласный или один согласный. Слог может состоять
из нескольких складов, в русском языке слогообразующим является гласный звук,
поэтому, сколько гласных, столько и слогов. В слове СКЛАД всего один слог и 4
склада. Вы теперь понимаете, что учить читать складами легко, а вот слогами
практически невозможно.
Итак, как же учить ребенка до 3 – 4 лет? Только в игре. Не по книгам, не по самым замечательным азбукам, а только в игре. Вы можете разыграть любую сказку, которую ребенок знает с помощью карточек со словами. Много и других игр с целыми словами. Вы можете применять такие карточки и в бытовых ситуациях, порой ребенок даже с большим удовольствием начинает одеваться, кушать, ходить на горшок, когда вы просите это делать и при этом показываете нужное слово, написанное на карточке. Как это делать на практике, вы можете посмотреть в наших видео уроках. Многие родители, видя такие игры, начинают сомневаться, как же ребенок научится читать любое другое слово, ведь он вроде бы просто запоминает те, что видит на карточках, а читать нужно все слова. Когда мы играем с ребенком в такие игры, то цель стоит следующая: показать ребенку, что слова, которые он слышит, могут быть написаны, что все слова написаны ограниченным количеством букв, что буквы повторяются в разных словах и не всегда звучат одинаково, так буква О в ударном слоге звучит как О, а в безударном скорей как А. Все это ребенок видит без вашего объяснения. Через пару недель можете начинать играть и в складовые игры и знакомить ребенка с отдельными буквами, т.е. составлять слова из складов и даже букв, играть с буквами, составлять буквы, писать их везде, где только возможно, писать буквы и слова, лепить из пластилина.
Ребенку важно понимать, что чтение ему нужно, необходимо, а для этого он должен видеть слова, фразы, предложения. Вы можете повесить картинки с названиями, например мотоцикл с названиями его частей. Короткие стишки на любимую ребенком тему, скороговорки. Сделайте вместе с ребенком самодельную книгу о его игрушках или о нем самом, это будут любимые и очень полезные книги на многие годы.
Вы решили, что учить читать рано не стоит, но когда Вашему ребенку исполнилось уже 4 года, вы поняли, что пора научить читать. Здесь тактика уже будет несколько иной. Методики обучения чтению целыми словами вам уже не подойдут, хотя методики обучения складами могут быть полезны. Выучить буквы придется обязательно.
Хороши будут игры на слияние букв, такие, как «Пристани» или «Гаражи», тренажер «окошечки». В таких играх вы делаете гаражи, машинки привозят сначала по одной согласной букве. Затем к ним надо привезти по гласной букве. Когда гласная буква приезжает к согласной, покажите ребенку, что буквы начинают дружить, петь песенки. Так, если к согласной М приехала гласная О, то они вместе поют МО-МО-МО, а к согласной С приехала гласная У, они поют СУ-СУ-СУ.
Можно поиграть в «Дудочку», в этой игре в гости к согласным буквам пришла дудочка (буква У) и все буквы хотят на ней поиграть, подуть в дудочку, но у всех букв получается своя песенка: БУ, МУ, ДУ, ГУ.
Одна из самых эффективных игр для детей этого возраста игра «Конфетки». В этой игре используются карточки с согласными буквами и карточки с сочетанием букв ОТ, АК, ЕНЬ. Согласные буквы лежат лицом вниз, берем их по очереди и приставляем к ОТ, если получилось слово, даем «Конфетку» – фантик. Можно также использовать мелкое печенье. В следующий раз можно играть с АК или ЕНЬ.
В этом возрасте, если ребенок усидчивый, можно использовать и букварь Н.С. Жуковой. По нему ребенок учится сливать буквы в склады и в нем хорошо решена проблема направления чтения слева направо, понятная даже маленьким детям.
Вашему ребенку 5-6 лет, скоро в школу, но он еще не умеет читать. Сейчас уже придется потрудиться, заниматься каждый день, а если ребенок не знает и букв, то задача усложняется в разы. Пробуйте разные методы, направленные на то, чтобы ребенок запомнил буквы (смотрите статью Как научить ребенка буквам), используйте игры на слияние букв. Будьте крайне терпеливы, ведь ребенок может расстраиваться и не желать заниматься. Пытайтесь его заинтересовать, а не запугивать, как это порой случается: «Если не научишься читать, то тебя не возьмут в первый класс». Детям после 5 лет помогают быстро научиться читать такие упражнения и игры:
– даем друг другу по три пластмассовых буквы так, чтобы были согласные и гласные, у кого получится смешней слово;
– ставим в столбик три гласных буквы и по очереди перед ними пробегают разные согласные, затем после гласных;
– то же, но уже два столбика гласных и согласных сначала по одной, затем по две;
– ловим удочкой магнитные буквы и составляем из них смешные слова.
Ребенок уже может прочитать слова из 3 – 4 букв, но ему надо будет пройти еще длинный и сложный путь для того, чтобы научиться читать книги. В этом вы тоже можете помочь ему с помощью различных игр и упражнений, а не просто заставляя его читать как можно больше вслух. С этими играми вы можете познакомиться на страницах нашего сайта. Мы также предлагаем вам послушать вебинары, на которых вы сможете подробней узнать какие сложности могут ожидать ребенка на пути овладения чтением и как их предупредить, сможете задавать вопросы и обязательно получите ответы. Мы также ведем Школу чтения, где все заботы по контролю процесса обучения берем на себя.