Как научить ребенка считать
Считать
по порядку научить просто, достаточно использовать считалочки, например, про зайчика или вот
такую:
Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?
Шесть – конфеты любим есть,
Семь – мы помогаем всем,
Восемь – мы друзей в беде не бросим.
Девять – учимся на пять,
Десять – кончили считать.
Научить понимать ребенка, сколько это 7 или 12 уже намного сложней. Если же делать это регулярно и с помощью игр, то и двухлетний ребенок это хорошо поймет. Здесь представлены некоторые игры. Подробнее о том, как научить ребенка считать, можно узнать, посмотрев наши видеоуроки и в Школе математики.
Сами по себе цифры маленькому ребенку совершенно не важны, хотя если он проявляет к ним интерес, то стоит этим воспользоваться, их не так много и запомнит он их быстро. Сначала ребенок должен усвоить связь между количеством и числом.
Если ребенку меньше года, для этой цели можно использовать систему Г.Домана, сегодня можно найти по этой системе презентации, которые малыши с удовольствием смотрят. После года дети редко согласны смотреть эти карточки и презентации.
После года ребенок хочет играть и теперь надо подбирать игры, которые были бы полезны и интересны Вашему малышу.
«Точечки» Б.П.Никитина. В этой игре четыре вида карточек: три с точками разного цвета с разным расположением и белые с цифрами. Сначала выбираем один цвет и делаем из них дорожку. Для этого разложите карточки перед ребенком и спросите его, где нет точек, где пусто. Чаще всего ребенок не понимает вопроса, тогда сами возьмите карточку без точек и скажите: «Вот здесь нет точек, здесь пусто, здесь ноль точек». Затем поищите карточку с одной точкой, говоря: «У тебя один носик, у тебя один ротик, где одна точка?», показывайте при этом один палец. Если ребенок не нашел карточку, возьмите его один пальчик, найдите карточку с одной точкой и закройте ее пальчиком ребенка, скажите, что раз один пальчик закрыл точку, а других точек нет, вот здесь значит одна точка. Перейдите к карточке с двумя точками. Так же опирайтесь на тело ребенка: «Где две точки? У тебя две руки, две ноги, два уха. Чего еще у тебя два? Два глаза». Так же можете взять его пальчики и двумя закрыть две точки. С тремя уже сложней, возьмите три игрушки или просто считайте. Когда дойдете до числа, которое ребенок пока еще точно не знает, разложите перед ним оставшиеся карточки и спросите, где точек меньше всего, если он покажет не ту карточку, просто пересчитайте все точки и положите ее на предполагаемое место вашей дорожки. Делайте это в хорошем темпе, не затягивайте. Ведь ребенку важней катать машинки или ходить в гости от мишки к собачке, а не находить карточки с нужным количеством точек.
Выберите машинку такого же цвета и катаем ее по дорожке. Машинка умеет считать, спросите ребенка, где машинке посчитать? Пусть машинка бибикает на каждую точку, обязательно бибикайте так, чтобы выделять четные и нечетные числа. Вместо машинки можно взять собачку или другое животное, звуки которого вы легко можете воспроизвести, пусть это животное тоже считает. Постепенно вы сможете делать дорожку из всех карточек с точками и только после этого используйте карточки с цифрами.
Карточки Г.Домана можно использовать в ваших играх, например, вот так (если их у вас нет, то сделайте карточки с точками размером 20 на 20 см от 1 до 10): подберите разные предметы и мелкие игрушки, разложите по комнате кучками от 1 до 5, затем можете дойти до 10, покажите карточку с одной точкой и попросите ребенка найти, где столько игрушек. Ребенок скорей всего найдет, но если ошибется, не беда. Пусть принесет игрушки, и вы положите игрушку так, чтобы закрыть точку. Если он принес две или три игрушки, то будут лишние, так и скажите ему, найдите нужное количество вместе. Повторите со второй карточкой, с третьей. Вначале этого будет достаточно. В этой игре ребенок учится соотносить разные предметы с точками, учится понимать, что три куклы равны трем точкам, а пять машинок равны пяти точкам, это не так просто, как кажется взрослым.
Введение цифр. Используйте карточки с цифрами или пластмассовые цифры. Подберите разные мелкие игрушки и предметы по 10 штук. У ребенка предметы, у вас цифры. Выберите наугад цифру и попросите у ребенка такое количество предметов, вместе их считайте. Поменяйтесь ролями. Пусть ребенок теперь дает Вам задание, показывает цифру, а вы даете ему нужное количество предметов.
С детьми после трех лет можно играть в «Магазин», подберите товар, это могут быть как игрушки, предметы, так и картинки. Напишите ценники, что и сколько будет стоить и сделайте карточки с цифрами, можете использовать фишки, тогда надо будет заплатить таким количеством фишек, сколько стоит товар. Можно использовать и настоящие монеты. Дети очень любят эту игру, они могут быстро научиться складывать и вычитать.
Настольные игры, «бродилки». Если вы уже играли в настольную игру с кубиком, можете вместо одного кубика использовать два. Бросаете одновременно два кубика и ход делаете на сумму выпавших точек. Так игра становится намного динамичней, ребенок учится складывать. Вначале он медленно пересчитывает точки, не торопите его, это Вы сразу видите, что на кубике выпало 4 или 6 точек, ребенок этого не видит и ему нужно время, чтобы запомнить комбинацию выпавших точек. Зато через полгода можно вводить и третий кубик, а ребенок уже легко складывает до 12. Чтобы игра была интересней, добавьте разные задания, например: подпрыгнуть 5 раз или присесть 3 раза, сказать МУ 4 раза и так далее.
Много игр по математике для детей раннего возраста вы можете найти в книге Р.Гибсона «Делай и играй. Обучающие игры», которую можно скачать на нашем сайте (ссылка). В этих играх дети не только учатся считать, но и начинают понимать, что значит «вверх и вниз», «у кого больше и на сколько», вы постепенно вводите правила, причем разные в зависимости от игры, что очень важно для дальнейшего обучения ребенка. Некоторые игры вы можете посмотреть в наших видеоуроках.
«Сколько спряталось». Понимание числа, состава числа 10 дает игра с коробкой из-под яиц. В ней 10 ячеек, что соответствует нашей системе счета. Для игры нужны мелкие предметы, пуговицы, игрушки, причем они должны быть одинаковы и по 10 штук. Сначала положите в каждую ячейку по предмету и считайте их. Кладите по порядку, не перескакивая ячейки. Еще по предмету, ребенок должен убедиться, что ячеек десять и предметов десять, одинаково. Затем уберите игрушки из коробки, возьмите 10 игрушек и положите только 7 так, чтобы ребенок не видел, сколько у Вас осталось, спросите его, сколько осталось игрушек. Если он ответил не правильно, покажите оставшиеся игрушки и разложите их. Повторите с другими игрушками. Мамы и особенно бабушки стремятся объяснить ребенку, что он может посмотреть, сколько пустых ячеек осталось и так понять, сколько игрушек спрятано у вас в руке. Не спешите с подсказкой, дайте возможность ребенку самому сделать это открытие.
«Сколько игрушек». Еще одна игра с этой же коробкой. Пусть ребенок положит пуговицы одного цвета в каждую ячейку, затем другого цвета, затем бусины или монеты. Надо сделать так, чтобы в каждой ячейке было по 5-6 штук. Достаньте предметы из одной ячейки и спросите, сколько их, пересчитайте. Достаньте предметы из второй ячейки и спросите, сколько их. Чаще всего дети не отвечают правильно, пересчитайте. Так повторите с третьей, четвертой, до тех пор, пока ребенок не будет твердо уверен, что во всех ячейках одинаковое количество предметов. Обсудите это с ребенком, почему так получилось, подведите его к мысли, что одинаково потому, что он клал везде по одному предмету, не пропуская ячеек.
Палочки. Чтобы хорошо складывать и вычитать, умножать и делить, ребенку необходимо много раз проделывать эти операции с помощью предметов. Для этой цели лучше всего подходят палочки. Использовать можно готовые счетные палочки или самодельные, разделите их по десять штук и скрепите резинками, хорошо, если у вас получится десять десятков или даже больше. Ребенок много раз должен посчитать, что палочек в пучках по десять штук. Если палочку вынули, то и резинку сразу снимаем, это правило, которое надо всегда выполнять. Что мы можем делать с этими палочками:
– считаем десятками;
– берем один десяток и по палочке к нему прибавляем до 20, спрашиваем, сколько палочек положили к десяти, часто дети называют любое число, не понимая, что добавили только десять палочек, пересчитайте их и замените готовым десятком;
– на листе бумаги по очереди пишем числа и рядом выкладываем их палочками, можно использовать пластмассовые цифры;
– используем палочки каждый раз, когда надо что-либо посчитать, отнять, прибавить;
– выкладывая числа, говорите, сколько десятков и сколько единиц вы положили;
– положите 23 палочки, говоря: «Если от 23 отнять 3, то останется 20» проделайте это, затем скажите: «Если от 23 отнять 20, то останется 3». Так проделайте с разными числами, но обязательно после 20. Затем спросите ребенка, не показывая палочек, сколько будет, если от 34 отнять 4 и от 34 отнять 30. Если он не понимает, то покажите ему палочки. Проделывайте такое упражнение два раза в неделю, и ребенок скоро поймет, что это очень просто – вычитать;
– когда ребенок научится быстро отнимать числа после 20, начните заниматься с числами от 11 до 20 таким же образом, как в предыдущем упражнении;
– вот теперь можно работать с числами до десяти. Ребенку намного проще понять, сколько будет, если от 23 отнять 3, чем сколько будет, если от 7 отнять 3, потому что отнимать от 23 помогают сами слова. Отработайте состав всех чисел до десяти, все варианты, например, берете число 5 это 1 и 4, 2 и 3, 0 и 5;
– теперь пора переходить через десяток, дайте ребенку 21 палочку и попросите у него две палочки, чаще всего дети теряются, дают одну палочку. Настаивайте: «Дай мне две палочки», ребенок быстро поймет, что ему надо вытащить одну палочку из десятка. В этот момент подскажите, что у вас правило, резинка только там, где десять палочек, а если их меньше, значит и резинку надо снять. Вам теперь надо показать ребенку, как действовать: если он взял одну палочку от десятка, то он должен понять, сколько осталось палочек;
– дайте ребенку 28 палочек и прибавьте еще 4 палочки, спросите, сколько у него палочек. Напомните, что десять палочек всегда связаны резинкой, нет ли у него десяти палочек? Оказывается, что есть, возьмите десять палочек, наденьте на них резинку, теперь видно, что у ребенка три десятка и две палочки;
– прибавляйте и отнимайте двузначные числа, например, 45 – 6, 37 + 5.
Если вы так поиграете с дошкольником, то он к первому классу будет очень хорошо не только считать, но и понимать смысл своих действий. В подобные игры можно играть с детьми с трех лет.