Играем, развиваемся, растем – азбука игры с ребенком
Вход
Новости о Николке
Тест для мам и пап
Поделиться

Дети доверяют чужим жестам больше, чем собственным глазам

Для маленьких детей жестикуляция является важнейшим способом общения с другими людьми, поэтому ребёнок готов верить чужим жестам, даже если его собственный опыт говорит о том, что его обманывают. Если вы хотите в чём-то убедить ребёнка, не тратьте слова — просто покажите пальцем. Как выяснили психологи из Вирджинского университета (США), для детей дошкольного возраста (от трёх до пяти) самым неоспоримым аргументом является «указующий перст»: если ребёнок видит такой жест, он согласится с чем угодно, даже если это противоречит его собственному опыту.

Исследователи ставили следующий эксперимент: сорока восьми дошкольникам (девочек и мальчиков было поровну) показывали видеозапись с двумя женщинами, четырьмя чашками и шариком. Одна из женщин говорила, что собирается спрятать один из шариков, вторая отворачивалась к стене, и первая убирала шарик под одну из чашек. Важно то, что дети тоже не видели, куда женщина прячет шарик: чашки были закрыты ширмой, героиня в кадре просто что-то делала с предметами. Затем ширму перед чашками убирали, и две женщины снова садились рядышком. После чего у детей спрашивали, какая из женщин знает, где находится спрятанный шарик.

Если героини при этом просто сидели, сложив руки на коленях, дети отвечали почти всегда правильно: они знали, какая женщина стояла, отвернувшись к стене, а какая — прятала шарик. Если женщины показывали взглядом на чашки, то дети тоже отвечали правильно, не обращая внимания на то, куда были направлены взгляды. А вот тогда, когда героини показывали пальцем на ту или иную чашку, начиналась неразбериха. В одном случае на чашку указывала «знающая» женщина, в другом — «незнающая», и дети предпочитали ту, которая показывала пальцем. Соответственно, доля правильных ответов упала до статистически случайной величины.

Статью с результатами исследований психологи опубликовали в журнале Psychological Science.

Чтобы удостовериться, что ребятишки понимают, о чём их просят, исследователи задавали другой группе детей вопрос: «Какая из женщин прятала шарик?» В этом случае ответ был всегда правильным. Очевидно, даже если они знали, кто прятал шарик, указующий жест всё равно убеждал их в том, что тот, кто показывает пальцем, знает заведомо больше и обладает бóльшим авторитетом.

Психологи связывают это с тем, что в первые годы жизни жестикуляция играет колоссальную роль в общении детей с другими людьми. Дети исходят из того, что жесты соответствуют действительности — иначе с их помощью было бы невозможно установить контакт. Поэтому для детей тот, кто «показывает пальцем», и есть обладатель подлинного знания.
 

Подготовлено по материалам Association for Psychological Science.

Источник Компьюлента