Раннее развитие детей
Что такое развитие ребенка?
Развитие это процесс получения ребенком знаний, умений и навыков, а также становление психики и созревание ребенка как личности. Оно возможно только в деятельности и только под влиянием общения с взрослыми. Наиболее эффективное развитие знаний и умений происходит, когда они развиваются параллельно-поступательно, синхронно дополняя друг друга. Когда ни один из навыков сильно не опережает. Поэтому важно создание методики, содержащей сетевой график расстановки уроков, занятий, игр. При соблюдении принципа от простого к сложному.
Что такое РАННЕЕ развитие ребенка?
Это развитие ребенка с учетом возрастных особенностей в условиях стимулирования естественных потребностей и достаточной информационно игровой базы. Развитие детей раннего возраста требует повышенного внимания родителей к ребенку. Существует много методик раннего развития детей. Не вызывает сомнения, что нужна интеграция этих различных подходов.
Развитие ребенка предусматривает развитие таких составных частей:
– физическое развитие;
– душевное и духовное развитие;
– развитие творческих способностей и интеллекта ребенка.
Физическое развитие. Физическое развитие является важной составной частью развития. Если нет физического развития, то и развивать интеллект не в чем. По физическому развитию написано достаточно литературы. Поэтому это не тема нашего сайта. Мы будем касаться лишь норм физического развития малышей – в какой срок ребенок должен начать ползать, а в какой начинать ходить и т.п. Хотелось бы сделать только небольшое замечание: мальчик должен вырастать мальчиком, а девочка девочкой. Хотя это тема больше душевного и духовного развития.
Душевное и духовное развитие. Давать родителям советы по душевному и духовному развитию ребенка, которое определяет его нравственность и мораль – это также не тема этого сайта. Даже в технологичном 21 веке предложить такую универсальную систему взамен созданным человечеством за тысячелетия – это безумие. Поэтому духовное развитие ребенка, независимо от наших советов, определяют только родители своей принадлежностью к тому или иному вероисповеданию или к атеизму. В религиозной литературе вопросы развития душевной и духовной составляющих человека отражены достаточно полно. В случае же атеизма родители будут воспитывать ребенка с точки зрения прагматизма и светских законов поведения в государстве.
Развитие творческих способностей и интеллекта ребенка. Существуют системы или методики развития ребенка, которые охватывают все стороны развития ребенка (Вальдорфская, Доман, Ибуки). Существуют методики, которые направлены лишь на одну из сторон развития, например, на чтение (Зайцева), творчество (Никитин), логику (Дьенеш). И вот для родителей возникает вопрос – какой системе отдать предпочтение, какие методики использовать? Или использовать все методики, но как их сочетать? При этом методики Зайцева, Никитина конкретны и при их применении быстро демонстрируется положительный результат. Широкая система Вальдорфской педагогики направлена, прежде всего, на формирование нормальной психической системы ребенка, в некоторой степени на развитие творчества. Но в вальдорфской педагогике избегают использование кубиков, пластмассовых игрушек и она не может конкурировать с методиками Никитина или Зайцева по развитию творчества или речи. Широкая методика Ибуки – это лишь набор хороших советов, но никак не программа развития.
Для интеллектуального развития ребенка возрастом до 6 лет родителям нужно усвоить главное: в первые годы жизни ведущая форма развития – это деятельность и игра и лишь потом занятия. Потому что малыши в первые годы жизни лишь только впитывают объекты окружающего мира, их взаимоотношения. Малыши еще не представляют своего будущего, ради которого нужно заниматься. Все познание малышей основано на привязке новых понятий к уже освоенным. В основном идет развитие зрительной, слуховой, моторной, тактильной памяти. Движущими силами развития выступают потребности ребенка, а запоминание эффективно при эмоциональной окраске действий. Именно по этим причинам основа развития ребенка – это игра, как вид деятельности, где смысл – в процессе, а не в результате. Играя в разнообразные игры, вы сможете дать много нового ребенку, но не сможете даже части этого дать через занятия или нравоучения. Поэтому нужно практически освоить – что такое игра с ребенком, в какие игры и как играть.
Краткая теория развития ребенка