Играем, развиваемся, растем – азбука игры с ребенком
Вход
Новости о Николке
Тест для мам и пап
Поделиться

Нормы психомоторного развития ребенка

Для быстрой оценки психомоторного развития и ориентира на будущее в 1989 г. были разработаны оценочные таблицы, введенные в медицинскую карточку ребенка «История развития». Эти таблицы очень просты в использовании, одновременно весьма информативны и наглядны.

Табличная оценка психомоторного развития ребенка охватывает первые семь лет жизни. Для удобства пользования таблицы составлены по годам жизни ребенка. В таблице указаны возрастные нормы физического развития ребенка и возрастные нормы психического развития ребенка: нормы речевого развития, сенсорного развития, конструктивной, игровой и бытовой деятельности ребенка.

В крайнем левом столбике указан возраст, далее — набор умений и навыков, которые должны появиться у ребенка в данном возрасте. В качестве эталона взяты показатели нормального среднего уровня развития. С возрастом количество показателей в одном оцениваемом периоде возрастает, так как расширяется диапазон линий развития малыша. Так, в нормах на первом году жизни ребенка даны признаки, которые должны появиться впервые в каждом из 12 месяцев жизни. Для удобства были отобраны по пять признаков в месяц. В день рождения проводится тестирование развития ребенка, он как бы «сдает» своеобразный «экзамен», вытаскивая соответствующий его возрасту «билет», в котором содержатся пять вопросов. При правильном «ответе» на все вопросы малыш получает оценку «отлично». Это значит, что развитие малыша идеально соответствует его возрасту. Отметка приводится в клеточках вертикального столбца, соответствующего его возрасту, в месте пересечения с горизонтальными строками «экзаменационного билета».

Если позволяют возможности, то можно попытаться предложить малышу сдать экстерном «экзамен» за следующий возрастной срок. При этом вы с удивлением можете обнаружить, что ребенок уже выполняет задания следующего возрастного рубежа! Это значит, что ваш малыш развивается с опережением возраста, и вы даже можете сказать, по каким ведущим линиям развития!

Аналогично этому, если ребенок не выполняет каких-либо заданий для своего возраста, можно облегчить ему задачу. Поднявшись выше по таблице, отыщите признаки этой линии развития в более младшем возрасте и проверьте, выполняет ли ребенок это облегченное задание. Отыскав в проблемной линии развития задание, которое ребенок выполняет хорошо, отмечаем его в горизонтальной строке, после чего становится отчетливо видно, насколько значимо отставание малыша в развитии и в каком направлении идет задержка.

Обнаружив у ребенка отставание в развитии, прежде всего, следует исключить причины воспитательного характера. Так, малыш может не уметь ползать, если ему не дают такой возможности, и в то же время он не в состоянии ползать, если у него имеется даже небольшой парез нижних конечностей. Ребенок может плохо захватывать и удерживать игрушку, если ему ее никогда не давали, с другой стороны, то же самое будет отмечаться, если у малыша была родовая травма шейного утолщения спинного мозга. Во всем этом вам помогут разобраться педиатр и невропатолог.

Табличная оценка не заменяет осмотра врача, особенно детского невропатолога. Она лишь ориентировочно помогает быстро и просто оценить, соответствует ли возрастной норме развитие ребенка. Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.

СокращенияРН — рефлексы новорожденных; A3, АС — анализаторы зрительный, слуховой; Д — движение; ДО, ДР — движения общие, движение руки; РА, РП — речь активная, речь-понимание; СР — сенсорное развитие; Э — эмоции; Н — навыки; СП — социальное поведение; И — игра; РАГ — грамматика речи; РАВ — речь активная, вопросы; СРФ — сенсорное развитие, различение формы; СРЦ — сенсорное развитие, различение цвета;  КД — конструктивная деятельность; ИД — игровая деятельность; НО — навыки одевания; НК — навыки кормления.

Развитие ребенка на 1 году жизни

мес

ведущие линии развития

показатели развития

1

A3

Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой

АС

Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач

ДО

Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе

РА

При общении с взрослым издает тихие короткие гортанные звуки

Э

Первая улыбка при общении с взрослым

2

РН

Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, но не резко выражены и непостоянны

A3 АС

Длительно удерживает предмет в поле зрения. Ищет источник звука поворотом головы

ДО

Хорошо держит голову в вертикальном положении, лежа на животе, длительно удерживает голову

РА

Крик интонационно выразительный. Начальное гуление

Э

Быстро отвечает улыбкой при общении с взрослым

3

РН

Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре на ноги

A3

Плавно следит и длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете

ДО ДР

Опора на предплечья, лежа на животе, поворачивается на живот. Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча

РА

Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление

Э

Комплекс «оживления»

4

РН

Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Кернига и Моро. Исчезает физиологический гипертонус

A3 АС

Четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку

ДО ДР

Поворачивается с живота на спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку

РА

Певучее продолжительное гуление. Начинает смеяться в голос

СП

Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении с взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде

5

РН

Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного

ДО

Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается. Лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук

ДР

Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот

РА

Продолжительно певуче гулит цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем и пр.

СП

Различает близких и чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха

6

A3

Оптическая реакция опоры на руки — выпрямляет и вытягивает руки

додр

При подтягивании за руки изгибает голову. Садится. Перекладывает в руках игрушку

РА

Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги

н

Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки

эсп

По-разному реагирует на свое и чужое имя. Формируется активное внимание.

7

до

Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки

ДР

Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку

РП РА

На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает на него пальцем. Подолгу активно лепечет

Н

Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый

СП

Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес

8

A3

Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии

ДО

Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает

РП РА

Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет

Н

Сам держит сухари, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их

СП И

Играет в «прятки», сидя на руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими.

9

до ДР

Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку

РП

По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается на зов

РА

Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Интонационно-выразительная имитация фразы

Н

Спокойно относится к высаживанию на горшок

СП

Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами

10

до

Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за нее одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы

ДР

По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет ранее известные действия «сорока», «ладушки», до свидания

РП

По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, ушки

РА

Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя

СП

Голосом и жестам сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми

11

до

Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры

ДР

Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком

РП

Понимает первые обобщения: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела

РА

Увеличивается запас лепетных слов, появляются первые упрощенные слова

СП

Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям и взрослым, очень любит трогать животных

12

до

Первые самостоятельные шаги без поддержки

ДР

Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку

РП

Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке

РА

Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения

СР

Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики

Нормы развития ребенка от 1 года до 2 лет

возраст

ведущие линии развития

Показатели развития

1 год

РП

Быстро расширяется запас понимаемых слов

1 и 3 мес

РА

Увеличивается словарный запас

СР

Различает предметы по величине с разницей в 3 см

И

Повторяет ранее видимые действия в игре

Д

Много ходит, приседает, может пятиться

н

Может самостоятельно есть ложкой густую пищу

1 и 6 мес

РП

Обобщает предметы по существенным признакам

РА

Использует более сложные слова при общении

СР

Ориентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики пр.

И

Копирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых

Д

Перешагивает препятствия приставным шагом

н

Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу

1 и 9 мес

РП

Понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы

РА

Обозначает действия двумя словами, использует глаголы

СР

Ориентируется в размерах с разницей 3 см

И

Выполняет несложные постройки из кубиков — домик, ворота

Д

Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см

н

Частично надевает простые вещи с помощью взрослого

2 года

РП

Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого

РА

Употребляет в речи прилагательные и местоимения

СР

Подбирает по образцу по просьбе предметы контрастных видов

И

Выполняет ряд простых логических последовательных действий

Д

Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом

н

Частично самостоятельно одевается

Нормы развития ребенка от 2 до 4 лет

возраст

ведущие линии развития

Показатели развития

2 года 6 мес

РА Г

В речи использует сложные предложения с придаточными

РА В

Начинает задавать вопросы «где?» «когда?»

СРФ

Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм

СРЦ

Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый

И

Усложняет сюжетные игры с логической последовательностью действий: кормит и укладывает спать куклу и пр.

кд

Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их

ИД

Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует

НО

Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки

нк

Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть

д

Перешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся шагом

3 года

РА Г

В речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

РА В

Часто задает вопросы «почему?», «зачем?»

СРФ

Правильно и по назначению использует предметы в игре

СРЦ

Правильно показывает и называет основные цвета

И

Появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр.

кд

Усложняются используемые в игре сюжетные постройки

ид

Появляются элементарные карандашные рисунки, начинает лепить простые фигурки из пластилина

но

Полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого

нк

При необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком

д

Перешагивает препятствия высотой в 30 см чередующимся, не приставным шагом

Нормы развития ребенка от 4 до 7 лет

возраст

ведущие линии развития

Показатели развития

4 года

Моторное развитие

Свободные, скоординированные движения руками, при ходьбе не шаркает ногами

Бросает мяч двумя руками, отталкивает, ловит его, не прижимая к груди

Прыгает в высоту и в длину на 15-20 см, подскакивает на месте с отрывом ног от пола

По сигналу может задержать дыхание

Заводит ключом механическую игрушку; умеет правильно держать карандаш и проводить линии

Любит лазать

Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии

Сенсорное развитие

Знает шесть основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку

Знает и подбирает «круг», «квадрат», «треугольник»; умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте

Правильно ориентируется в пространстве, знает “около”, «рядом», «за»; узнает на ощупь предметы

Умственное развитие

Знает «много», «мало», «один»; считает до пяти; знает времена года, время суток

Задает вопросы «Что..?», «Зачем?», «Почему?»

Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено в сказке, называет сюжет картин

Речь правильная, грамматически оформленная

Игровая деятельность

Появляется сюжетно-ролевая игра с двумя-тремя детьми

Продолжительность игры от 10 до 40 минут

Появляются любимые игры; любит играть со строительным материалом

Занимается конструированием более 10 минут, обыгрывает постройку — «гараж», «комната», «домик»

Поведение

Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по имени и отчеству

Соблюдает элементарные правила поведения в обществе

Сформированы гигиенические навыки — опрятность, умывание, мытье рук после туалета

Навыки

Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, но не зашнуровывает ботинки

Самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой

Самостоятельно умывается и вытирается

5 лет

Моторное развитие

Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге

Хорошо скоординированы движения рук и ног при ходьбе

Умеет ходить и бегать по кругу, на носочках, взявшись за руки; без боязни прыгает с высоты

Может ходить по бруску высотой в 30 и шириной в 20 см

Ударяет мяч о землю, подбрасывает и ловит его

Четко координирует движения пальцев при конструировании

Хорошо и свободно рисует горизонтальные и вертикальные линии

Сенсорное развитие

Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки

Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке

Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника

Умственное развитие

Считает до пяти, сравнивает небольшие количества

Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», «транспорт» и т.д.

В рассказе может выделить причинно-следственные отношения

Речь фразовая, с хорошим произношением

Игровая деятельность

Увеличивается разнообразие игр, обогащается сюжетный замысел игры

Стержнем игры являются взаимоотношения между людьми

В игре подчиняется определенным правилам, отражающим общественные функции

Продолжительность игры 40-50 минут

Поведение

Рассуждает по поводу увиденного, делает критические замечания

Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим

Умеет подчинять свои желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений

Навыки

Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода

Умеет поддерживать чистоту и порядок в комнате

Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки

6 лет

Моторное развитие

Движения приобретают легкость и изящество, энергичны и томны

Увлеченно прыгает с разбега в высоту и длину

Размахивается при метании предмета

Ловит мяч одной рукой

Может ходить боком по скамейке

Умеет прыгать на месте, чередуя ноги

Свободно рисует карандашом и красками, вырезает ножницами любые формы

Сенсорное развитие

Тщательно, планомерно исследует предметы зрительно и осязательно

Определяет и называет новые геометрические формы — ромб и овал

Правильно называет оттенки цветов: голубой, розовый, фиолетовый, серый

Умственное развитие

Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части

Последовательно называет дни недели, времена года

Может обобщать 4-5 предметов методом исключения, называет составляющие обобщающих понятий

Делает последовательные умозаключения по 2-4 картинкам, рассуждает, речь не косноязычная

Игровая деятельность

Проявляет устойчивый интерес к игре

Есть любимые игры и роли

Сюжет игры приобретает наибольшую полноту, яркость и выразительность

В игре наиболее часто отражается жизнь окружающих людей

Поведение

Согласует свою деятельность с другими людьми

Начинает сознательно выполнять правила поведения, с пониманием значения

Не только сам выполняет правила поведения, но и следит, чтобы их выполняли другие дети

Навыки

Все умеет делать самостоятельно — умываться, одеваться, пользоваться столовыми приборами

Активно поддерживает установленный порядок и чистоту в доме и детском саду

Свободно пользуется ножницами

7 лет

Моторное развитие

Может быстро перестраиваться во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге

Может выполнять ритмические движения в указанном темпе

Может кататься на лыжах, коньках, самокате, трехколесном велосипеде

Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис

Хорошо умеет работать с разными материалами — бумагой, картоном, тканью

Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицы

Может пользоваться пилой и молотком

Сенсорное развитие

Правильно называет простые и сложные геометрические формы

Правильно указывает основные различия геометрических форм

При рисовании правильно использует не только цвета, но их оттенки

Умственное развитие

Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание

Дифференцирует количество независимо от формы, величины: обобщает методом исключения, мотивирует

Четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено

Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги

Игровая деятельность

Создаст план игры, совершенствует ее замысел, предпочитает групповые игры

В процессе игры обобщает и анализирует свою деятельность

Игра может продолжаться в течение нескольких дней

Отдает предпочтение групповым играм

Поведение

Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки

Способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей

Первым здоровается с взрослым, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам

Навыки

Выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки — убирает комнату, ухаживает за цветами

Способен критически анализировать черты характера

Мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком


Источник приведенных норм: http://www.budeshzdorov.com/detskie-bolezni/13-otsenkapsikhomotornogo.html