Нормы психомоторного развития ребенка
Для быстрой оценки психомоторного развития и
ориентира на будущее в 1989 г. были разработаны оценочные таблицы, введенные
в медицинскую карточку ребенка «История развития». Эти таблицы очень просты в
использовании, одновременно весьма информативны и наглядны.
Табличная оценка психомоторного развития ребенка охватывает первые семь лет жизни. Для удобства пользования таблицы составлены по годам жизни ребенка. В таблице указаны возрастные нормы физического развития ребенка и возрастные нормы психического развития ребенка: нормы речевого развития, сенсорного развития, конструктивной, игровой и бытовой деятельности ребенка.
В крайнем левом столбике указан возраст, далее — набор умений и навыков, которые должны появиться у ребенка в данном возрасте. В качестве эталона взяты показатели нормального среднего уровня развития. С возрастом количество показателей в одном оцениваемом периоде возрастает, так как расширяется диапазон линий развития малыша. Так, в нормах на первом году жизни ребенка даны признаки, которые должны появиться впервые в каждом из 12 месяцев жизни. Для удобства были отобраны по пять признаков в месяц. В день рождения проводится тестирование развития ребенка, он как бы «сдает» своеобразный «экзамен», вытаскивая соответствующий его возрасту «билет», в котором содержатся пять вопросов. При правильном «ответе» на все вопросы малыш получает оценку «отлично». Это значит, что развитие малыша идеально соответствует его возрасту. Отметка приводится в клеточках вертикального столбца, соответствующего его возрасту, в месте пересечения с горизонтальными строками «экзаменационного билета».
Если позволяют возможности, то можно попытаться предложить малышу сдать экстерном «экзамен» за следующий возрастной срок. При этом вы с удивлением можете обнаружить, что ребенок уже выполняет задания следующего возрастного рубежа! Это значит, что ваш малыш развивается с опережением возраста, и вы даже можете сказать, по каким ведущим линиям развития!
Аналогично этому, если ребенок не выполняет каких-либо заданий для своего возраста, можно облегчить ему задачу. Поднявшись выше по таблице, отыщите признаки этой линии развития в более младшем возрасте и проверьте, выполняет ли ребенок это облегченное задание. Отыскав в проблемной линии развития задание, которое ребенок выполняет хорошо, отмечаем его в горизонтальной строке, после чего становится отчетливо видно, насколько значимо отставание малыша в развитии и в каком направлении идет задержка.
Обнаружив у ребенка отставание в развитии, прежде всего, следует исключить причины воспитательного характера. Так, малыш может не уметь ползать, если ему не дают такой возможности, и в то же время он не в состоянии ползать, если у него имеется даже небольшой парез нижних конечностей. Ребенок может плохо захватывать и удерживать игрушку, если ему ее никогда не давали, с другой стороны, то же самое будет отмечаться, если у малыша была родовая травма шейного утолщения спинного мозга. Во всем этом вам помогут разобраться педиатр и невропатолог.
Табличная оценка не заменяет осмотра врача, особенно детского невропатолога. Она лишь ориентировочно помогает быстро и просто оценить, соответствует ли возрастной норме развитие ребенка. Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.
Сокращения: РН — рефлексы новорожденных; A3, АС — анализаторы зрительный, слуховой; Д — движение; ДО, ДР — движения общие, движение руки; РА, РП — речь активная, речь-понимание; СР — сенсорное развитие; Э — эмоции; Н — навыки; СП — социальное поведение; И — игра; РАГ — грамматика речи; РАВ — речь активная, вопросы; СРФ — сенсорное развитие, различение формы; СРЦ — сенсорное развитие, различение цвета; КД — конструктивная деятельность; ИД — игровая деятельность; НО — навыки одевания; НК — навыки кормления.
Развитие ребенка на 1 году жизни
мес |
ведущие линии развития |
показатели развития |
1 |
A3 |
Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой |
АС |
Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач |
|
ДО |
Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе |
|
РА |
При общении с взрослым издает тихие короткие гортанные звуки |
|
Э |
Первая улыбка при общении с взрослым |
|
2 |
РН |
Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, но не резко выражены и непостоянны |
A3 АС |
Длительно удерживает предмет в поле зрения. Ищет источник звука поворотом головы |
|
ДО |
Хорошо держит голову в вертикальном положении, лежа на животе, длительно удерживает голову |
|
РА |
Крик интонационно выразительный. Начальное гуление |
|
Э |
Быстро отвечает улыбкой при общении с взрослым |
|
3 |
РН |
Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре на ноги |
A3 |
Плавно следит и длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете |
|
ДО ДР |
Опора на предплечья, лежа на животе, поворачивается на живот. Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча |
|
РА |
Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление |
|
Э |
Комплекс «оживления» |
|
4 |
РН |
Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Кернига и Моро. Исчезает физиологический гипертонус |
A3 АС |
Четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку |
|
ДО ДР |
Поворачивается с живота на спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку |
|
РА |
Певучее продолжительное гуление. Начинает смеяться в голос |
|
СП |
Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении с взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде |
|
5 |
РН |
Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного |
ДО |
Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается. Лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук |
|
ДР |
Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот |
|
РА |
Продолжительно певуче гулит цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем и пр. |
|
СП |
Различает близких и чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха |
|
6 |
A3 |
Оптическая реакция опоры на руки — выпрямляет и вытягивает руки |
додр |
При подтягивании за руки изгибает голову. Садится. Перекладывает в руках игрушку |
|
РА |
Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги |
|
н |
Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки |
|
эсп |
По-разному реагирует на свое и чужое имя. Формируется активное внимание. |
|
7 |
до |
Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки |
ДР |
Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку |
|
РП РА |
На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает на него пальцем. Подолгу активно лепечет |
|
Н |
Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый |
|
СП |
Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес |
|
8 |
A3 |
Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии |
ДО |
Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает |
|
РП РА |
Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет |
|
Н |
Сам держит сухари, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их |
|
СП И |
Играет в «прятки», сидя на руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими. |
|
9 |
до ДР |
Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку |
РП |
По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается на зов |
|
РА |
Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Интонационно-выразительная имитация фразы |
|
Н |
Спокойно относится к высаживанию на горшок |
|
СП |
Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами |
|
10 |
до |
Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за нее одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы |
ДР |
По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет ранее известные действия «сорока», «ладушки», до свидания |
|
РП |
По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, ушки |
|
РА |
Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя |
|
СП |
Голосом и жестам сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми |
|
11 |
до |
Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры |
ДР |
Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком |
|
РП |
Понимает первые обобщения: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела |
|
РА |
Увеличивается запас лепетных слов, появляются первые упрощенные слова |
|
СП |
Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям и взрослым, очень любит трогать животных |
|
12 |
до |
Первые самостоятельные шаги без поддержки |
ДР |
Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку |
|
РП |
Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке |
|
РА |
Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения |
|
СР |
Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики |
Нормы развития ребенка от 1 года до 2 лет
возраст |
ведущие линии развития |
Показатели развития |
1 год |
РП |
Быстро расширяется запас понимаемых слов |
1 и 3 мес |
РА |
Увеличивается словарный запас |
СР |
Различает предметы по величине с разницей в 3 см |
|
И |
Повторяет ранее видимые действия в игре |
|
Д |
Много ходит, приседает, может пятиться |
|
н |
Может самостоятельно есть ложкой густую пищу |
|
1 и 6 мес |
РП |
Обобщает предметы по существенным признакам |
РА |
Использует более сложные слова при общении |
|
СР |
Ориентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики пр. |
|
И |
Копирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых |
|
Д |
Перешагивает препятствия приставным шагом |
|
н |
Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу |
|
1 и 9 мес |
РП |
Понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы |
РА |
Обозначает действия двумя словами, использует глаголы |
|
СР |
Ориентируется в размерах с разницей 3 см |
|
И |
Выполняет несложные постройки из кубиков — домик, ворота |
|
Д |
Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см |
|
н |
Частично надевает простые вещи с помощью взрослого |
|
2 года |
РП |
Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого |
РА |
Употребляет в речи прилагательные и местоимения |
|
СР |
Подбирает по образцу по просьбе предметы контрастных видов |
|
И |
Выполняет ряд простых логических последовательных действий |
|
Д |
Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом |
|
н |
Частично самостоятельно одевается |
Нормы развития ребенка от 2 до 4 лет
ведущие линии развития |
Показатели развития |
|
2 года 6 мес |
РА Г |
В речи использует сложные предложения с придаточными |
РА В |
Начинает задавать вопросы «где?» «когда?» |
|
СРФ |
Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм |
|
СРЦ |
Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый |
|
И |
Усложняет сюжетные игры с логической последовательностью действий: кормит и укладывает спать куклу и пр. |
|
кд |
Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их |
|
ИД |
Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует |
|
НО |
Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки |
|
нк |
Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть |
|
д |
Перешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся шагом |
|
3 года |
РА Г |
В речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения |
РА В |
Часто задает вопросы «почему?», «зачем?» |
|
СРФ |
Правильно и по назначению использует предметы в игре |
|
СРЦ |
Правильно показывает и называет основные цвета |
|
И |
Появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр. |
|
кд |
Усложняются используемые в игре сюжетные постройки |
|
ид |
Появляются элементарные карандашные рисунки, начинает лепить простые фигурки из пластилина |
|
но |
Полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого |
|
нк |
При необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком |
|
д |
Перешагивает препятствия высотой в 30 см чередующимся, не приставным шагом |
Нормы развития ребенка от 4 до 7 лет
возраст |
ведущие линии развития |
Показатели развития |
4 года |
Моторное развитие |
Свободные, скоординированные движения руками, при ходьбе не шаркает ногами |
Бросает мяч двумя руками, отталкивает, ловит его, не прижимая к груди |
||
Прыгает в высоту и в длину на 15-20 см, подскакивает на месте с отрывом ног от пола |
||
По сигналу может задержать дыхание |
||
Заводит ключом механическую игрушку; умеет правильно держать карандаш и проводить линии |
||
Любит лазать |
||
Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии |
||
Сенсорное развитие |
Знает шесть основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку |
|
Знает и подбирает «круг», «квадрат», «треугольник»; умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте |
||
Правильно ориентируется в пространстве, знает “около”, «рядом», «за»; узнает на ощупь предметы |
||
Умственное развитие |
Знает «много», «мало», «один»; считает до пяти; знает времена года, время суток |
|
Задает вопросы «Что..?», «Зачем?», «Почему?» |
||
Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено в сказке, называет сюжет картин |
||
Речь правильная, грамматически оформленная |
||
Игровая деятельность |
Появляется сюжетно-ролевая игра с двумя-тремя детьми |
|
Продолжительность игры от 10 до 40 минут |
||
Появляются любимые игры; любит играть со строительным материалом |
||
Занимается конструированием более 10 минут, обыгрывает постройку — «гараж», «комната», «домик» |
||
Поведение |
Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по имени и отчеству |
|
Соблюдает элементарные правила поведения в обществе |
||
Сформированы гигиенические навыки — опрятность, умывание, мытье рук после туалета |
||
Навыки |
Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, но не зашнуровывает ботинки |
|
Самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой |
||
Самостоятельно умывается и вытирается |
||
5 лет |
Моторное развитие |
Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге |
Хорошо скоординированы движения рук и ног при ходьбе |
||
Умеет ходить и бегать по кругу, на носочках, взявшись за руки; без боязни прыгает с высоты |
||
Может ходить по бруску высотой в 30 и шириной в 20 см |
||
Ударяет мяч о землю, подбрасывает и ловит его |
||
Четко координирует движения пальцев при конструировании |
||
Хорошо и свободно рисует горизонтальные и вертикальные линии |
||
Сенсорное развитие |
Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки |
|
Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке |
||
Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника |
||
Умственное развитие |
Считает до пяти, сравнивает небольшие количества |
|
Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», «транспорт» и т.д. |
||
В рассказе может выделить причинно-следственные отношения |
||
Речь фразовая, с хорошим произношением |
||
Игровая деятельность |
Увеличивается разнообразие игр, обогащается сюжетный замысел игры |
|
Стержнем игры являются взаимоотношения между людьми |
||
В игре подчиняется определенным правилам, отражающим общественные функции |
||
Продолжительность игры 40-50 минут |
||
Поведение |
Рассуждает по поводу увиденного, делает критические замечания |
|
Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим |
||
Умеет подчинять свои желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений |
||
Навыки |
Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода |
|
Умеет поддерживать чистоту и порядок в комнате |
||
Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки |
||
6 лет |
Моторное развитие |
Движения приобретают легкость и изящество, энергичны и томны |
Увлеченно прыгает с разбега в высоту и длину |
||
Размахивается при метании предмета |
||
Ловит мяч одной рукой |
||
Может ходить боком по скамейке |
||
Умеет прыгать на месте, чередуя ноги |
||
Свободно рисует карандашом и красками, вырезает ножницами любые формы |
||
Сенсорное развитие |
Тщательно, планомерно исследует предметы зрительно и осязательно |
|
Определяет и называет новые геометрические формы — ромб и овал |
||
Правильно называет оттенки цветов: голубой, розовый, фиолетовый, серый |
||
Умственное развитие |
Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части |
|
Последовательно называет дни недели, времена года |
||
Может обобщать 4-5 предметов методом исключения, называет составляющие обобщающих понятий |
||
Делает последовательные умозаключения по 2-4 картинкам, рассуждает, речь не косноязычная |
||
Игровая деятельность |
Проявляет устойчивый интерес к игре |
|
Есть любимые игры и роли |
||
Сюжет игры приобретает наибольшую полноту, яркость и выразительность |
||
В игре наиболее часто отражается жизнь окружающих людей |
||
Поведение |
Согласует свою деятельность с другими людьми |
|
Начинает сознательно выполнять правила поведения, с пониманием значения |
||
Не только сам выполняет правила поведения, но и следит, чтобы их выполняли другие дети |
||
Навыки |
Все умеет делать самостоятельно — умываться, одеваться, пользоваться столовыми приборами |
|
Активно поддерживает установленный порядок и чистоту в доме и детском саду |
||
Свободно пользуется ножницами |
||
7 лет |
Моторное развитие |
Может быстро перестраиваться во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге |
Может выполнять ритмические движения в указанном темпе |
||
Может кататься на лыжах, коньках, самокате, трехколесном велосипеде |
||
Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис |
||
Хорошо умеет работать с разными материалами — бумагой, картоном, тканью |
||
Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицы |
||
Может пользоваться пилой и молотком |
||
Сенсорное развитие |
Правильно называет простые и сложные геометрические формы |
|
Правильно указывает основные различия геометрических форм |
||
При рисовании правильно использует не только цвета, но их оттенки |
||
Умственное развитие |
Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание |
|
Дифференцирует количество независимо от формы, величины: обобщает методом исключения, мотивирует |
||
Четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено |
||
Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги |
||
Игровая деятельность |
Создаст план игры, совершенствует ее замысел, предпочитает групповые игры |
|
В процессе игры обобщает и анализирует свою деятельность |
||
Игра может продолжаться в течение нескольких дней |
||
Отдает предпочтение групповым играм |
||
Поведение |
Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки |
|
Способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей |
||
Первым здоровается с взрослым, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам |
||
Навыки |
Выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки — убирает комнату, ухаживает за цветами |
|
Способен критически анализировать черты характера |
||
Мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком |
Источник приведенных норм: http://www.budeshzdorov.com/detskie-bolezni/13-otsenkapsikhomotornogo.html