Видеоурок “Свойства предметов”, сенсорика
Возраст: от 1 года 6 месяцев до 3 лет.
Продолжительность занятий: до 5 минут.
Частота занятий: 1 раз в 2 недели, всего 3 раза, в дальнейшем обращать внимание ребенка на свойства предметов в различных ситуациях.Цель игры:
– сенсорное развитие детей;
– знакомство с различными свойствами предметов;
– развитие зрительного восприятия;
– развитие тактильного восприятия;
– обучение исследованию предметов.
Описание игры: этот видео урок особенный, он больше для специалистов по развитию детей. Полезно посмотреть его и понять, почему ребенок так реагирует. Это одна из демонстраций, позволяющая осознать, что развитие ребенка – это развитие его нейронной системы и связей между нейронами по законам развития информационных систем. Такое понимание дает возможность избавиться от резких эмоций к ребенку в случае его неадекватных поступков. На самом деле ребенок поступает согласно сформированным (в том числе с вашей помощью) шаблонам и по-другому поступить не может, потому что таковы сформированные у него реакции. Если вам эти его реакции не нравятся, то их надо прагматично замещать на другие с пониманием, что ранее вы сами ввели его в заблуждение. Возможно, реакции надо не замещать, а добавлять новые, вводя новые условия выбора.
1. Первая идея была такая:
-предложить ребенку выбрать любую игрушку;
-указать ребенку характерный признак игрушки;
-попросить ребенку выбрать игрушку с таким же характерным признаком.
Ожидалось: если попросить ребенка выбрать такую же мягкую игрушку, как желтый цыпленок (давая ему трогать цыпленка), то после того, как он потрогает рукой все игрушки, он выберет мягкого светлого мишку.
Получилось: ребенок, не желая ничего трогать, выбрал желтую (не мягкую) уточку, а не мишку.
Почему так получилось: потому что ребенок не научился вычленять акцент, ударение на признак и задача для него звучала так – «найти нечто подобное желтому мягкому цыпленку (птичке)». Если не учитывать другие варианты, то у него было два варианта:
-уточка (птичка), желтая, не мягкая;
-мишка (не птичка), розовый, мягкий.
Первый вариант имеет два совпадения, а второй – одно. Потому и была выбрана уточка.
Вывод: это игра предварительно требует обучения слышать акцент на словах (мягкий, мягкий, мягкий…).
2.Вторая идея была:
-показать шарик, который может катиться;
-попросить показать, что еще может катиться.
Ожидалось: ребенок укажет на второй шарик или на цилиндрик и покатит их по столику.
Получилось: ребенок поставил цилиндрик на машинку и показал, как цилиндрик едет на машине.
Почему так получилось: потому что ребенок уже знает, что слово «катиться» можно понимать и так – сидеть в автобусе и ехать или катиться по дороге (хотя реально мы сидим в автобусе, а едем не мы, а автобус).
Вывод: принимайте решения ребенка как правильные, если они формально не противоречат задаче, хотя временами кажутся для взрослых неожиданными.
Особенности игры с ребенком: речь помогает ребенку понять свойства предметов, научиться классифицировать их, поэтому четко называйте цвет, форму, размер и другие признаки предметов, старайтесь использовать правильные названия. И как уже было акцентировано нами, учите слышать акцент на словах.
Примечание:
1.Во время игры была допущена ошибка: среди игрушек оказалась машинка, которая захватила все его внимание и игра проходила на фоне его собственной игры с машинкой. Внимание к игре не было сконцентрировано.
2.Учить ребенка выделять разные свойства предметов для развития тактильных ощущений можно в различных ситуациях, во время прогулки, купания, обычных игр. Для этого предложите положить в коробку только красные игрушки, поставить на полку только машинки, а в ящик только мягкие игрушки, посмотрите во время купания, что тонет, а что не тонет и так далее.
Материалы для игры: различные игрушки и предметы, подобранные таким образом, чтобы у них хотя бы попарно были взаимно одинаковые некоторые признаки (две игрушки мягкие, две игрушки одного цвета, две игрушки одного размера и т.д.).