Играем, развиваемся, растем – азбука игры с ребенком
Вход
Новости о Николке
Тест для мам и пап
Поделиться

Проблемы развития детей


Ваш ребенок в обычное время перевернулся, сел, начал ползать, пошел. Он весело гулил, к полутора годам у него есть несколько своих словечек, а к двум с половиной или чуть позже он заговорил. Порой он шалит, не слушается, даже закатывает истерики, но в целом он и выглядит обычно и ведет себя как дети ваших родных и друзей. С вашим ребенком все в порядке.

Но так бывает не всегда. Про вашего ребенка все говорят, что он ураган, да вы и сами понимаете, что он не просто подвижный, а просто «ребенок – катастрофа», все призывы посидеть спокойно и поиграть во что-нибудь ни к чему не приводят, пара секунд и он опять несется, хватает, бросает, ломает, тащит. Только взял игрушку, тут же бросил и уже тянется к другой. Пока ест, десять раз подскочит, половина еды на полу и ведь сообразительный, все схватывает на лету и даже старается быть хорошим. Скорей всего у вашего ребенка синдром дефицита внимания гиперактивностью – СДВГ.

С каждым годом таких детей становится все больше. В книге А.Л.Ясюковой и В.Н.Пугач “Педагогическая компенсация нарушений внимания и поведения у детей” отмечается, что годовое увеличение числа таких детей составляет 3-6%. То есть, при сохраняющейся тенденции, через 10 лет их число может достичь уровня 30-40%. А что делать с такими детьми, порой не знают ни воспитатели, ни учителя. Чаще всего диагноз СДВГ ставят в школе, когда проблемы становятся очевидными, но помочь ребенку уже очень сложно, поэтому, чем раньше будет поставлен диагноз и с ребенком начата всесторонняя коррекционная работа, тем больше шансов, что к школе проявления СДВГ будут уже минимальны и не будут ребенку мешать справляться со школьной программой.

Состояний, похожих на проявления СДВГ много, это могут быть проблемы, связанные с попустительствующим воспитанием, особенности темперамента, тревожные расстройства, побочные эффекты лечения некоторыми препаратами, заболевания щитовидной железы и многие другие. В нашей стране диагноз СДВГ ставит невролог и чаще всего со слов мамы, поэтому нередко гиперактивным детям не ставят его, а нормальным ставят. Однажды на приеме мама рассказывала, какая у нее девочка гиперактивная, девочка в это время медленно-медленно шла малюсенькими шажочками к столу с игрушками, мама посмотрела на нее и говорит: «Видите, как она носится, ни секунды покоя». Оказалось, что врач девочку не видел, а общался только с мамой. Поэтому поставить точный диагноз может только специалист, который обследует ребенка и такое обследование проводят только детские психологи. Для ребенка составляется коррекционная программа, в которую входят упражнения, игры, направленные на улучшение работы мозга и на развитие того, что у ребенка страдает в большей степени.

Самые яркие проявления гиперактивности следующие:

– ребенок носится, лезет, прыгает и все это без всякой цели;

– когда сидит, постоянно раскачивается, двигает ногами, руками;

– ребенок берет игрушку и тут же ее бросает, тянется за другой, ее тоже бросает и так много раз;

– не дослушав задание, бросается его выполнять;

– периодически замирает, взгляд становится отвлеченным, выглядит так, будто заснул с открытыми глазами.

Если вы замечаете у своего ребенка хотя бы три подобных проявления, обратитесь как можно раньше к психологу. В зависимости от возраста ребенка, его интересов можно подобрать наиболее эффективные игры, направленные на улучшение внимания, подавления импульсивности, развитию самоконтроля, а также развитию слуховой памяти, которая у таких детей обычно сильно страдает, мышления в целом, речи. Очень эффективны кинезиологические упражнения, которые также должны подбираться специалистом.

Более подробно о проблемах СДВГ можно узнать на нашем вебинаре, посвященном этой проблеме. На нем мы расскажем о диагностике и различных подходах к коррекции гиперактивности в зависимости от возраста ребенка, его пола.

 

Проблемы, связанные с воспитанием

Порой очень похоже на гиперактивность поведение детей, воспитываемых по принципу кумира семьи. Все капризы ребенка выполняются незамедлительно, все им восхищаются, хвалят за малейшие дела. Такой ребенок привыкает к тому, что ему все можно, не нужно прикладывать даже малейшие усилия, ни за что не надо отвечать и главное – ни в чем себя не надо сдерживать. Родители, особенно мамы и бабушки уверены, что ребенок подрастет и сам поймет, сам научится, станет добрым, отзывчивым, прилежным. Но ребенок будет всегда делать только то, чему его научили, так если всегда он получал все самое лучшее, то он и научился требовать себе все, что захочет и ждать ни секунды не намерен, потому что его не научили ждать. И вот такой ребенок идет в школу. Может быть даже с удовольствием, но радость и ребенка и семьи быстро проходят, сменяясь истериками или полным игнорированием домашних заданий, отказом ходить в школу или таким поведением, принять которое в школе невозможно. Ребенок может снять ботинки и поставить их на парту, ходить по классу, брать вещи других детей, портить их, достать игрушки, одним словом всячески мешая учиться другим детям. Обычно в этот момент родители и обращаются к специалистам, думая, что у ребенка какая-то болезнь. Порой проходят долгий путь через разных врачей, пока не оказываются у детского психолога с большой надеждой на чудо. Но психолог не волшебник и кардинально изменить поведение ребенка не в состоянии даже очень опытный специалист. И главная проблема даже не в самом ребенке, необходимо менять поведение родителей, бабушек, их отношение к ребенку, а это намного сложней, чем изменить поведение ребенка. Но если семья готова работать, если пришло осознание того, что наступил последний шанс спасти ребенка, то даже в начальной школе многим можно помочь.

Но чем меньше ребенок, тем больше шансов развить более адекватные отношения к ребенку в семье.
Следующие признаки помогут вам понять о наличии проблем с воспитанием:

– ребенок требовательно кричит в транспорте, в магазине, на детской площадке в ситуациях, когда другие дети ведут себя спокойно;

– не позволяет маме заниматься домашними делами, порой даже не дает сходить в туалет, при этом кричит, визжит;

– одевание на прогулку превращается в ежедневную проблему;

– становится сложно накормить, отказывается есть, разбрасывает еду, бросает еду, тарелку;

– агрессивен по отношению к другим детям, дерется, вырывает у них игрушки;

– если вы собираетесь в гости или ждете гостей, то с ужасом думаете, чем все это закончится.

Не всегда эти проблемы связаны с тем, как вы воспитываете ребенка, возможно, что причина и в заболевании ребенка, но сами вы это понять не сможете. Поэтому лучше проконсультироваться, пока не поздно, со специалистом.

 

Аутизм

«У нас все в порядке, девочка развивалась хорошо, но пошли в садик и нам стали говорить, что с девочкой что-то не так, да мы и сами, видя других детей, стали понимать: что-то не так, а что, понять не можем». Вот с таким запросом все чаще обращаются к психологу и порой за этим «Что-то не так» скрывается аутизм. Сегодня специалисты говорят об аутичном спектре. Это значит, что состояний, близких к аутизму много от слабо выраженного, до глубокого аутизма. Аутизм бывает низкофункциональным и высокофункциональным (с низким и с высоким уровнем интеллекта). Диагноз ставит только психиатр или психотерапевт, психолог может подсказать, куда надо обратиться и в дальнейшем помочь найти подход к ребенку, составить программу работы с ним, если необходимо, изменить уклад семейной жизни, выработать более подходящий режим дня. Особенно эффективна помощь психолога, если ожидаются изменения в жизни такого ребенка: поездка, переезд, поступление в садик или школу, ожидание еще одного ребенка, потому что дети с аутизмом очень болезненно реагируют даже на малейшие изменения, например смену штор в комнате.

Какие признаки поведения ребенка должны вас насторожить:

– ребенок странно, не адекватно реагирует на смех и плач других людей, например при виде улыбки плачет;

– не понимает «как будто» даже, когда ему исполнилось 4 года, он не станет кормить игрушечных зверей камешками, не станет использовать вместо ложки карандаш, он не понимает, что такое «понарошку», у него все настоящее;

– когда другие дети играют, этот ребенок скорей всего будет стоять в сторонке, особенно избегая шумные игры и игры, в которых дети касаются друг друга;

– у ребенка есть сенсорные проблемы, он может не выносить мытье волос, стрижку, не любить определенную одежду (швы, колется, тянет, туго), иметь жесткие пристрастия в еде, не выносить громкие звуки, определенные запахи и многое другое;

– ребенок может быть неловким, часто падать, ломать вещи и игрушки, ударяться.

Приведенные признаки не являются официальными критериями аутизма, но в работе с детьми именно эти признаки помогают понять, что именно с ребенком и в дальнейшем провести уже более глубокую диагностику.

 

Педагогическая запущенность

Когда-то это состояние было синонимом семейного неблагополучия, заброшенности, алкоголизма родителей. Сегодня все чаще подобное встречается в очень состоятельных и вполне благополучных семьях. Причина порой очень проста – няня. Не всякая няня понимает, что необходимо ребенку, мама ребенка также не всегда знает, что в первую очередь ожидать от няни. Уход ребенку обеспечен хороший, он чистый, сухой, здоровый и это хорошо видно. Как он развивается психически не так заметно и порой выявляется только годам к 3 – 4. Для нормального развития ребенку необходимо тесное эмоциональное общение, нужна привязанность, совершенно необходима насыщенная среда, ребенку необходима пища не только для тела, но и для мозга, а вот этого как раз няни чаще всего не дают. Главное для няни, чтобы ребенок не плакал, катает машинку, доволен и все хорошо. Только когда год  проходит, а он все также катает машинку и следующий год ничего не меняется, вот тогда родители начинают беспокоиться. С няней он расстанутся, а наверстать упущенное уже невозможно, хотя при грамотной работе многое можно сделать, особенно, если ребенок маленький, до 3-4 лет. Такое может происходить и без няни, в семье нет взаимного доверия, все заняты своими делами, ребенок чаще предоставлен себе. Бывает и так, что его растит старенькая почти глухая бабушка, причин может быть много, а в итоге страдает малыш.

Чтобы понимать, соответствует ли развитие ребенка его возрасту, разработаны нормы развития детей. Пусть они будут для вас ориентиром в развитии вашего ребенка. Если его развитие немного запаздывает, это не должно вас сильно беспокоить. Нормы всегда усреднены, и развитие конкретного ребенка всегда будет в чем-то запаздывать, а в чем-то опережать. Но если по многим показателям ребенок отстает, это должно вас насторожить и чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем быстрей и легче можно будет помочь ребенку.
Дополнительные признаки, на которые взрослым следует обратить внимание:

– ребенка интересует только что-то одно и при этом его игра не меняется на протяжении полугода  и больше;

– его очень сложно увлечь чем-то новым, складывается впечатление, что он не любопытный;

– к четырем годам не может играть в игры по правилам;

– с большим трудом учится читать, считать, отказывается выполнять задания, над которыми надо подумать.

 

Проблемы речи

Недоразвитие речи сегодня является одной из самых распространенных проблем психического развития детей. Если малыш плохо говорит, но очень многое понимает к трем годам, это еще не проблема. Возможно, занятия с логопедом помогут. Проблема возникает тогда, когда ребенок не только плохо говорит или совсем не говорит, но и плохо понимает обращенную к нему речь. В два года ребенок уже может выполнять различные просьбы, например, положить машинку на полочку, куклу на кроватку без указательных жестов взрослого (руки мамы должны быть за спиной или в карманах и взглядом она, по возможности, не должна показывать, что делать). Если ребенок не может выполнить такую просьбу в три года, если его активная речь состоит не более чем из 20 слов, то не надо ждать, что все само образуется. В первую очередь необходимо проверить слух ребенка, если с ним все в порядке, следующий шаг – обращение к дефектологу и психологу. Чем может помочь в данной ситуации психолог? Недоразвитие речи всегда несет за собой проблемы с развитием мышления, внимания, вербальной памяти. Мозг ребенка обладает огромной гибкостью и при правильно подобранных играх, упражнениях происходит скачок в развитии мышления, что влечет за собой и резкое улучшение в речевом развитии. Например, игра в прятки, так любимая всеми детьми может помочь и в этом случае. Возьмите коробки разного цвета, формы, размера и разные мелкие игрушки, предметы. Предложите ребенку поиграть в прятки, например пусть он спрячет машинку в большую коробку, мишку за синюю коробку, змею под круглую коробку. Не показывается жестами, кого и куда прятать, так вы сами увидите, что ребенок понимает, что нет. В зависимости от результатов проведенного эксперимента вы можете уменьшить количество предметов, коробок, использовать сначала только те предлоги, которые он понимает и постепенно усложнять задачу. Другие игры по развитию речи, мышления вы можете посмотреть на наших видеоуроках.

 

Не всегда можно поставить точный диагноз и не всегда это требуется. Ребенку сделали операцию на мозге, медицинская проблема решена, а дальше родители чаще всего предоставлены сами себе. Ребенку же необходима реабилитация, часто приходится восстанавливать то, что ребенок мог и что было утеряно в связи с болезнью. Без помощи специалистов в этой работе не обойтись, а помочь может только опытный детский психолог. Ребенку необходимо многому научиться, в тоже время нагрузки должны быть четко дозированы. Кроме обычных игры ребенку могут быть очень полезны развивающие игры Б.П.Никитина, которые надо давать постепенно, начиная играть буквально с 2-3 минут и очень постепенно увеличивая время и сложность до тех пор, пока ребенок не окрепнет. Также надо поступать и с другими развивающими играми: вводить постепенно, заканчивать до того, как ребенок начнет уставать, всегда следить за самочувствием ребенка.

 

Мы рассмотрели психологические проблемы развития детей, которые наиболее часто встречаются. Родителям важно понимать, что если они столкнулись с подобным описанными симптомами пробел развития, не надо ждать и надеяться, что все проблема сама пройдет. Чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем больше вероятности того, что он сможет адаптироваться к обществу, учиться в школе, в дальнейшем найти работу, обеспечивать себя и создать семью.

Для получения консультации детского психолога по проблемам развития ребенка вы можете отправить заявку, заполнив нужную форму.