Как научить ребенка буквам
Чем меньше ребенок, тем легче и быстрей он запоминает буквы.
Малышу двух лет достаточно азбуки или кубиков, пластмассовых букв, чтобы запомнить большинство букв. В этом возрасте дети запоминают в целом огромное количество информации.
После
трех лет ребенку их запомнить уже не так легко. Возникает вопрос – как выучить буквы? Для этого можно использовать разные методики и
игры для обучения чтению. Есть два важных условия для того, чтобы ребенок научился читать:
– чем больше задействовано органов
чувств, тем прочней ребенок запоминает любую информацию. Ребенку буквы надо
видеть, ощупывать руками, рисовать, лепить, играть с буквами;
– надо использовать игры для обучения буквам и чтению.
Когда вы будете изучать с ребенком буквы, называйте только звук, который они обозначают. Звук называют не ЭМ, МЭ, а МММ и так со всеми буквами, с которыми это возможно. Сложней с теми буквами, которые не тянутся, такими, как Б, Г, Д, К, Т. Произносите их много раз, но только звук, старайтесь, чтобы не возникало в конце звука Э, в будущем с ним будет сложно бороться, дети потом долго читают эти буквы так, что после них звучит Э.
Чтобы выучить буквы, Вам нужны пластмассовые, лучше магнитные буквы, плакат с буквами, карточки с буквами. Можно сделать буквы из наждачной или бархатной бумаги, сделать буквы, наклеенные на картоне из разных тканей.
Ребенку, для того, чтобы начать читать, не обязательно знать все буквы, достаточно знать 10 букв. В процессе обучения чтению ребенок быстрей запоминает все остальные буквы. Поэтому, когда играете с буквами, старайтесь сразу использовать сначала склады, затем короткие слова из 3 – 4 букв.
Город букв. Положите пластмассовые буквы в кучу и возьмите машинку. Придумайте сказку про машинку и буквы исходя из интересов ребенка. Например, вот такую: «Жила была машинка, она часто ездила в гости в другой город. Но однажды дорогу ремонтировали, и ей пришлось ехать через лес. Когда она подъехала к лесу, она вдруг услышала разные звуки: ЖЖЖЖ, ООООО, ЛЛЛЛЛ, ССССС, ААААА. Что за звуки? – подумала машинка. Подъехала ближе и вдруг увидела каких-то зверюшек. Они обступили машинку и стали просить покатать их». В этот момент возьмите букву и посадите ее в машинку, покатайте. Предложите ребенку самому покатать любую букву. При этом называйте букву: «ВВВВ села в машинку и катается». Вы можете сразу в машинку сажать по две буквы, согласную и гласную и тогда называйте склад: ВААА, БИИИ.
Рыбалка. Вам понадобится самодельная удочка или удочка от игры «Рыбалка». Чтобы сделать самодельную удочку, возьмите небольшой прутик, привяжите к нему на нитке скрепку, вот и удочка готова. Также вы можете сделать карточки с короткими словами: КОТ, МЯЧ, СОК, ЛЕВ и другие, на карточке должно быть одно слово, размер букв должен соответствовать размеру букв, с которыми вы будете играть. Положите на пол буквы, сами сядьте с ребенком на диван, ребенок пусть сам выберет карточку. Ему надо поймать буквы, которые есть в слове, написанном на выбранной карточке. Для детей важней ловить буквы, они могут не обращать внимание на то, какую букву поймали, помогите выбрать нужную несколько раз, потом ребенок и сам будет играть правильно.
Буквоед. Расскажите сказку, что в одном царстве завелся буквоед, очень он любил кушать буквы, обгрызет их все и не понятно, что было написано. Против него было только одно средство: волшебный карандаш, если им дописать буквы, то буквоед уходит.
Напишите «испорченные» буквы и попросите ребенка восстановить их.
Так же можете написать целые слова «испорченными» буквами. Пусть ребенок сначала попробует дописать буквы, а потом прочитайте с ним это слово.
Ребенок запомнит буквы легче и быстрее, если используется все его тело, поэтому попробуйте изобразить те буквы, которые запоминаются с трудом. Ф стоит, подбоченясь – положите руки на пояс. Х – руки и ноги в стороны. В – возьмите 2 подушки. М – возьмитесь с ребенком за руки. Г – вытяните руку вбок. Придумайте сами, на что похожи буквы, попросите ребенка придумать. Почитайте азбуки, например, В.Степанова, С.Маршака, Г.Виеру.
Напишите букву и попросите ребенка придумать, на что она похожа. Дорисуйте букву, постарайтесь сделать рисунок забавным, смешным, это помогает лучше запомнить.
Дайте трафарет, и пусть ребенок обводит буквы цветными карандашами, ручкой или фломастерами.
На картоне клеем напишите буквы, которые ребенок запоминает с трудом. Сверху насыпьте крупную соль. Такие буквы надо обводить всеми пальчиками по очереди. Пусть ребенок попробует отгадать буквы на ощупь, не видя их.
Не
задерживайтесь надолго, изучая буквы, как можно быстрей начинайте читать
сначала короткие слова, затем все более длинные.
Как научить читать детей разного возраста читайте на странице Как научить ребенка читать
Для того чтобы увидеть, как
играть в эти и другие игры по обучению чтению вы можете посмотреть наши
видеоуроки или участвовать в Школе чтения, где вы узнаете, как научить ребенка читать, сможете получить индивидуальную
консультацию и готовые материалы для игр с детьми для обучения чтению.